«Осторожно – жизнь!» (программа психологической помощи подросткам)
Проблема детского суицида в настоящее время стала актуальной не только для медицинских, но я для образовательных учреждений. Факторов этого негативного явления жизни детей в современной России много. Проблема предупреждения суицидов несовершеннолетних в республике Коми имеет особую значимость. Это обусловлено ростом суицидальных проявлений в подростковой и молодежной среде за последние несколько лет. Практическая значимость работы в этом направлении неоспорима и важна, так как речь идёт о самом важном – о жизни детей. Для подростков сложные жизненные ситуации являются наиболее опасными, и именно им требуется помощь, чтобы преодолеет возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причины других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. В таких случаях необходима психолого-педагогическая помощь, так как реально может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния.Научная ценность данной программы заключается в том, что она позволяет школьному педагогу-психологу в условиях общеобразовательного учреждения выявить «группу риска» среди подростков с депрессивным состоянием. Таких материалов в настоящее время очень мало. Кроме того, она даёт возможность провести профилактическую психотерапевтическую работу, позволяющую оказать эффективную помощь детям - обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе с тем, чтобы воспрепятствовать обострению жизненных кризисов и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.
В основное содержание программы включены: цель -оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся с депрессивным состоянием, восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру; задачи: восстановление ощущения ценности собственной личности; реадаптация – переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматических событий; проработка и преодоление симптомов посттравматического стресса; осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений; развитие и совершенствование навыков саморегуляции; поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки; формирование проекции на будущее.
Основные направления работы – диагностико-аналитическая, консультативная, развивающая, просветительская, профилактическая. Этапы реализации программы: диагностико-аналитический, консультативный (октябрь 2010г); развивающая, просветительская, профилактическая работа (октябрь 2010г-март 2011г); лангитюдная диагностико-аналитическая работа (март 2011г). Форма проведения занятий – социально-психологический тренинг. Структура каждого занятия включала в себя 3 основных этапа - разминку, основную часть и рефлексию. Методическое обеспечение программы включало в себя техники позитивной терапии, тренинговые упражнения, психологические игры, тесты, техники работы с фобиями, психодраму, дискуссии, терапевтические методики. Цикл всех занятий состоял из 17 тренингов продолжительностью от 1 до 1,5 часа. Занятия проводились в каникулярное время блоками.
На первых занятиях по темам «Добро пожаловать в группу», «Это Я и это замечательно!», «Как завязывать дружбу?» подростки обучались групповому взаимодействию, вербальным и невербальным средствам общения с другими, умению эффективно сотрудничать с окружающими, видеть в людях их разные стороны, осознанию своей индивидуальности и индивидуальности других людей. Важно было создать единое психологическое пространство и систему обратной связи.
Далее, на занятиях по темам «Трудности взаимопонимания», «Я глазами других людей», «Как стать уверенным»,«Моё поведение в конфликтной ситуации», «Страх и тревожность», «Проблема, как друг», «Отцы и дети» важно было создать условия для осознания подростками своих проблем в отношениях с окружающими, обучить способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство потерянности, неуверенности,актуализировать опыт переживания конфликта и научить умению разрешения конфликтных ситуаций. Была проведенапроработка травматических переживаний, для осознания ребятами своих ресурсов в решении проблем,осознании необходимости психологической поддержки для себя и для других людей в трудной ситуации, обучение способам такой поддержки.
Тематические занятия «Эмоции правят мной или я ими?», «Семь преград перед пропастью», «Мои желания и чувства» были посвященыразвитию у подростков способности оценивать собственное состояние, умению управлять собой,справляться с трудными ситуациями.
Итоговые занятия «Я – замечательный!», «Какими мы стали?» были посвящены повышению самооценки детей, умению замечать изменения в собственной личности.
На конец учебного года показатели по тесту В.Цунга (адаптированном Т.Н.Балашовой) свидетельствовали об эффективности проведённой работы. Так, произошло снижение депрессивного состояния у подростков с 2,2% до 0,2%. Это подтвердилось и с помощью теста М. Люшера.
Диагностика с использованием цветового теста Д.Лутошкина показала изменение настроения подростков от негативного к позитивному, что свидетельствует о тенденции к улучшению эмоционального состояния обучающихся и эффективности работы по программе «Осторожно - жизнь!».
Результаты диагностики по методике Г.Казанцевой по изучению самооценки обучающихся показали тенденцию увеличения показателей по высокой и средней самооценки и снижению по низкой.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности работы по программе психологической помощи подросткам в кризисной ситуации «Осторожно-жизнь!»
Воробьева Светлана Васильевна - педагог-психолог, сфера научных интересов – психология успеха.
Основные публикации: статья «Использование методики «Рисунок с формой» для развития креативности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения» опубликована на страницах интернет-издания «Психологическая газета».