- Солдатова Галина Владимировна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности МГУ, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Вишнева Анастасия Евгеньевна
клинический психолог, нейропсихолог, Центр патологии речи и нейрореабилитации (Жуковский)
- Рассказова Елена Игоревна
кандидат психологических наук , доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Теславская Оксана Игоревна
научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи Института педагогической рискологии, Академия социального управления (Москва)
- Чигарькова Светлана Вячеславна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
Организация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Формирование современного ребенка происходит в особой социальной ситуации развития, в которой цифровые технологии, выступая новыми культурными орудиями, опосредствуют и изменяют систему семейных отношений, структуру деятельности ребенка и его когнитивное развитие. Цель данной монографии — сквозь призму зон риска и ближайшего развития подрастающего поколения изучить специфику использования цифровых технологий в современных семьях с детьми 5–16 лет, а также особенности развития высших психических функций у детей-пользователей интернета. На основе анализа эмпирических данных систематизированы преобладающие практики применения цифровых технологий в семьях, в том числе характеристики онлайн-активности, опыт столкновения с онлайн-рисками, специфика освоения цифровых устройств и уровень цифровой компетентности, место интернета и цифровых технологий в образе мира детей и родителей, факторы благополучия детей и связь с рядом показателей их цифровой активности; выявлена роль значимых взрослых в медиации цифровой активности детей, связь характера детско-родительских отношений и стратегий родительской медиации онлайн-деятельности детей. Специальное внимание уделено особенностям нейрокогнитивного развития возрастных групп детей и подростков, отличающихся интенсивностью использования интернета, содержанием онлайн-деятельности, уровнем цифровой компетентности, психологическим благополучием, а также спецификой детско-родительских отношений и родительской медиации.
Монография адресована психологам, педагогам, педиатрам, специалистам в области медиаобразования, представителям СМИ, руководителям, экспертам и специалистам органов управления образованием и образовательных учреждений, представителям IT-индустрии, широкому кругу специалистов, интересующихся вопросами влияния цифровых технологий на развитие детей.