«Границы личности» (мастер-класс)
Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска
Цель мастер-класса: выявить уровень сформированности понимания и уважения личных границ.
В современном мире понятие личных границ встречается довольно часто. Люди все больше задумываются о своем психическом состоянии и психологическом здоровье. Все чаще на просторах интернета можно увидеть такие новые термины как абьюз, газлайтинг и многие другие. Но что лежит в основе этих и других явлений? Прежде всего, у человека не сформированы свои личные границы, он не понимает, где они начинаются, а где заканчиваются; что для него норма, а что можно считать вторжением на чужую территорию.
Часто мы в жизни сами сталкиваемся с такими примерами. Должен ли родитель стучать в дверь перед тем как зайти в комнату ребенка? Можем ли мы сказать своему родственнику или коллеге, что-то о его внешнем виде, самочувствии, поведении, если он нас об этом не просил? Можем ли мы, в целях безопасности, посмотреть личные переписки ребенка, чтобы узнать с кем он общается? Важно осознавать, что личные границы у всех разные.
При работе с детско-родительскими, партнерскими отношениями, взаимоотношениями между детьми или коллегами также очень важно изучить соблюдаются ли психологические границы друг друга.
Мы хотим продемонстрировать методику, которая поможет наглядно увидеть нарушаются ли границы внутри отношений.
Упражнение 1 «Построение своих личных границ из песка». У каждого человека есть на выбор несколько стаканчиков с цветным песком. Задача каждого выбрать один цвет и взять ровно такое количество песка, которое ему необходимо. В ходе выполнения упражнения можно наглядно увидеть, как человек определяет свои личные границы: он может выстроить преграду и заполнить ровно половину картона, а может начать заполнять и свою часть, и часть партнера, что может говорить о размытии личных границ.
Упражнение 2 «Выражаем свой гнев и недовольство». Участники занятия должны с помощью песка отразить свой гнев, на что он похож.
Упражнение 3 «Творческий союз». Условием выполнения этого задания считается построение единой, гармоничной картины. Данное задание направлено на приобретение навыка сотрудничества. Условием выполнения задания считается построение единой, гармоничной картины, при этом проявляя уважение к личному пространству партнера.
Результат выполнения задания «Творческий союз» можно интерпретировать по-разному, иногда клиенты сами могут рассказать, что за картина у них получилась и на что она похожа. В этом случае, у каждого будет своя интерпретация картины.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нарушение психологических границ личности чревато последствиями: от недоумения, как первичной реакции, до выражения агрессии, как реакция вынужденной оборонительной формы, в том случае, когда личности приходится ежедневно отстаивать свое внутреннее и внешнее пространство. Данную методику можно использовать при работе с детско-родительскими отношениями, супружескими отношениями, отношениями педагога и ребенка.