Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Мудрость сказки» (образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа)

Авторы:

  • Драчева Эльгина Рашидовна

    педагог-психолог, МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Челябинска, (Челябинск)

  • Зисман Елена Яковлевна

    педагог-психолог, психотерапевт, МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Челябинска, (Челябинск)

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

Стандарт направлен на обеспечение:

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Актуальность создания данной программы связана с тем, что в настоящее время растет процент детей, подверженных физическому и психическому стрессу, стресс-зависимым состояниям и поведению, страдающих от низкой самооценки, чувства отчуждения и «никому ненужности». Педагогов и родителей тревожат проявление у детей таких черт, как несобранность, излишняя активность, замкнутость, робость, агрессивность, плаксивость, эмоциональная неустойчивость. Если уравновешенный ребенок становится беспокойным, конфликтным, то это, скорее всего, следствие психоэмоционального напряжения, какой-то нерешенной проблемы.

В обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, также могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать возникающие проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний.

Сказка открывает перед человеком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях; сказка дает возможность усваивать нравственные ценности национальной культуры, формирует этическую составляющую человека, повышает уровень общения.

Данная программа является модифицированной, составлена на основе серии книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, А.Алнашева, работ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, О.Юрченко и др.

Цель программы:

Создание условий для развития самостоятельности и личной ответственности детей за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Основные задачи:

  1. Содействовать формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
  2. Содействовать овладению индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
  3. Развивать у детей уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Обучать начальным навыкам адаптации в динамично развивающемся мире, приемам управления негативными эмоциями, преодоления стресса, способам адекватного эмоционального и поведенческого реагирования.
  5. Развивать формы конструктивного взаимодействия в коллективе, навыки сотрудничества, понимания  и сопереживания чувствам других людей.
  6. Способствовать активизации личностных ресурсов, умению находить выходы из спорных ситуаций.

Содержание Программы отражено в 2 публикациях автора. Материалы  были представлены на:

  • VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 2010),
  • Семинаре для психологического сообщества муниципальной образовательной системы «Психолого-педагогические механизмы сопровождения качества образования в муниципальной образовательной системе» (Челябинск, 2010).

Программа была  апробирована  на 67 учащихся 1-4 классов в МОУ ЦППРК г.Челябинска.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе