- Драчева Эльгина Рашидовна
педагог-психолог, МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Челябинска, (Челябинск)
- Зисман Елена Яковлевна
педагог-психолог, психотерапевт, МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Челябинска, (Челябинск)
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Стандарт направлен на обеспечение:
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Актуальность создания данной программы связана с тем, что в настоящее время растет процент детей, подверженных физическому и психическому стрессу, стресс-зависимым состояниям и поведению, страдающих от низкой самооценки, чувства отчуждения и «никому ненужности». Педагогов и родителей тревожат проявление у детей таких черт, как несобранность, излишняя активность, замкнутость, робость, агрессивность, плаксивость, эмоциональная неустойчивость. Если уравновешенный ребенок становится беспокойным, конфликтным, то это, скорее всего, следствие психоэмоционального напряжения, какой-то нерешенной проблемы.
В обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, также могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать возникающие проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний.
Сказка открывает перед человеком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях; сказка дает возможность усваивать нравственные ценности национальной культуры, формирует этическую составляющую человека, повышает уровень общения.
Данная программа является модифицированной, составлена на основе серии книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, А.Алнашева, работ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, О.Юрченко и др.
Цель программы:
Создание условий для развития самостоятельности и личной ответственности детей за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Основные задачи:
- Содействовать формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
- Содействовать овладению индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
- Развивать у детей уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Обучать начальным навыкам адаптации в динамично развивающемся мире, приемам управления негативными эмоциями, преодоления стресса, способам адекватного эмоционального и поведенческого реагирования.
- Развивать формы конструктивного взаимодействия в коллективе, навыки сотрудничества, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Способствовать активизации личностных ресурсов, умению находить выходы из спорных ситуаций.
Содержание Программы отражено в 2 публикациях автора. Материалы были представлены на:
- VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 2010),
- Семинаре для психологического сообщества муниципальной образовательной системы «Психолого-педагогические механизмы сопровождения качества образования в муниципальной образовательной системе» (Челябинск, 2010).
Программа была апробирована на 67 учащихся 1-4 классов в МОУ ЦППРК г.Челябинска.