- Слабинский Владимир Юрьевич
кандидат медицинских наук, ректор, заведующий кафедрой психотерапии и клинической психологии, АНО ДПО Петербургская школа психотерапии и психологии отношений (Санкт-Петербург)
- Воищева Надежда Михайловна
кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе, ООО «Научно-технический центр инновационных технологий» (Санкт-Петербург)
Актуальность
Последние годы научным мейнстримом стал призыв к развитию Soft skills (мягкие, гибкие навыки навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений, прежде всего, в области межличностных отношений. Важно отметить определенный универсализм Soft skills, что позволяет успешно применять их в самых разных контекстах. Это и умение решать семейные конфликты, и умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. О Soft skills говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы при любом варианте развития общества и мира.
Между тем, актуальной проблемой остается поиск новых эффективных технологий формирования и развития Soft skills.
Новизна и значимость проекта
Авторы проекта предлагают использовать кейс-метод «Решение межличностных конфликтов», базирующийся на отработке навыков ролевого поведения с применением архетипических образов народных кукол и технологии сторителлинга (рассказа личной истории по определенной технологии).
Основное содержание работы
Авторская методика «Позитивная куклотерапия» описана в методическом руководстве Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия». – СПб.: Иматон, 2015. Методика раскрывает широкие возможности использования народной куклы в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности и других сферах. Большой массив этнографических данных, исследованных и осмысленных авторами в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии, позволяет интегрировать элементы традиционной культуры в арт-терапевтические техники и наполнять их новым символическим смыслом. В мастер-классе на практике демонстрируются описанные в методическом руководстве особенности использования народной куклы в групповой психотерапии взрослых, в работе с детьми и подростками.
Использование технологии сторителлинга в мастер-классе способствует развитию эмоционального интеллекта посредством создания эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.
Также в мастер-классе используется технология ролевого моделирования, предложенная Дж. Морено. Понятие роли (Дж. Морено) является одним из центральных в описании поведения личности и, как пишет Р.Л. Кричевский (2000): «Рассматривается учеными как точка взаимодействия между обществом и личностью (Дж. Тернер) либо более конкретно как единица, на которой заканчивает свой анализ социолог, исследующий организацию, и с которой начинает действовать психолог, изучающий личность работника (В.Б. Ольшанский)».
Авторы мастер-класса используют две ролевые модели поведения, задаваемые описанными В.Ю. Слабинским структурными архетипами «Доли» и «Воли». Архетип «Доля» — отождествление, то есть умение следовать правилам определенной социальной группы (семья, род, религиозная община, профессиональное сообщество и т.п.). В сказках Доля — это хорошая девочка, которая получает награду за свое послушание и смирение. Архетип «Воля» — разотождествление, то есть умение жить собственным умом, умение выходить за рамки предписаний и инструкций (что особенно ценно в непростые и переходные периоды в жизни человека), принятие решений в кризисной ситуации и адаптацию к быстро меняющимся условиям жизни.
Мастер-класс рассчитан на психотерапевтов, психологов, педагогов.