«Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» (учебно-методическое пособие)
Организация: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Актуальность
Психологические знания становятся всё более востребованными в современном обществе. Издаётся много научной и популярной психологической литературы. Однако в современных научно-популярных практикумов по-прежнему остаётся потребность.
Практикум по саморазвитию личности — это востребованный, как показала практика, самоучитель по практической психологии. Тираж 1-ого издания в две тысячи экземпляров разошёлся в издательстве в течение одного года.
Авторские методики и упражнения, вошедшие в первое издание, были в очередной раз испытаны авторами в ходе тренинговых занятий, психологического консультирования, научной и преподавательской деятельности. В результате текст первого издания был значительно переработан и дополнен новыми разработками.
Новизна
Практикум содержит авторские лекции, методики, техники и упражнения. С 2005 по 2022 годы авторы совместно с коллегами и студентами провели апробацию диагностических методик и практических упражнений по развитию и коррекции содержательных элементов Я-концепции: ценностей, субъективного управления, самоценности и самооценки. В ходе обобщения результатов научного исследования Я-концепции авторами была разработана модель структуры Я-концепции (представлена в первой главе второго издания). Данная модель является структурообразующей для разделов практикума. Авторы также обосновали и ввели интегративное понятие — «субъективное управление личности», как более широкое, включающее в себя существенные признаки понятий «локус контроля» и «фрустрационные реакции человека», также были разработаны авторские методики изучения самоценности и самооценки.
Значимость проекта
Практикум широко используется психологами и педагогами в своей работе. Содержание Практикума применяется в обучающих программах и мастер-классах для психологов и педагогов. Текст пособия цитируется учёными в научных статьях (https://www.elibrary.ru).
Основное содержание работы
Практикум состоит из двух разделов.
Первый раздел посвящён «Я-концепции» и её содержательным элементам (ценностям, субъективному управлению, самоценности и самооценке).
Во втором разделе представлены технологии управления психоэмоциональным состоянием, техники самореализации в общении и профессиональной деятельности.
При выполнении методик и упражнений читатель сможет скорректировать свою Я-концепцию, овладеть приёмами саморегуляции, освоить техники конструктивного общения и разрешения конфликтов, изучить приемы повышения успешности профессиональной деятельности, освоить техники постановки целей и управления временем.
Практикум совмещает в себе учебное пособие и рабочую тетрадь. Он содержит необходимый для изучения теоретический и практический материал (лекции, методики для самопознания, упражнения, задания для самостоятельной работы) и место для записей.
Результаты, выводы
Результаты научных исследований нашли отражение в дипломных и магистерских работах студентов и магистрантов, а также в научных публикациях авторов.
Практикум может быть полезен психологам, коучам, HR-специалистам, преподавателям, а также всем, кто стремится познать себя, раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, освоить современные технологии развития личности.
- Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов – первокурсников. // Психология в вузе. 2007. №4. – С. 64 – 103.
- Климова Е.К., Помазина О.А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 115–119.
- Помазина О.А., Климова Е.К. Тренинг самопонимания как технология развития профессионального самосознания студентов // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии. Коллективная монография / под ред. Е.И. Горбачевой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. С. 300 – 343.