«Психологическое сопровождение профессиональной деятельности» (печатное издание, учебно-практическое пособие и образовательная программа дисциплины)
Введение
Главная задача науки Акмеологии «предложить предельно технологическую стратегию и тактику процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма» (Деркач А.А., Асеев В.Г., Зазыкин В.Г. и др.)
В настоящее время поиск высококвалифицированных специалистов, как новый вид бизнеса, ставит своей задачей нахождение специалистов профессионально-мобильных и конкурентоспособных в профессиональной жизни. Сформировалась потребность новой отрасли прикладной практической психологии и акмеологии – (ПСПД) «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности», системообразующим фактором которой является взаимодействие личности и профессии.
Актуальная значимость
ПСпрофессионального становления занимается подготовкой психологов – акмеологов и организационных психологов, которые способны решать социальные, профессиональные и личностно - значимые проблемы специалиста. Современная психолого-амкеологическая наука определила ключевые моменты деформации личности профессионала (Бодалев А.А.), которые зачастую препятствуют дальнейшему развитию личности в профессии. Одним из важным направлением, является ПСпрофессиональной адаптации личности в организации, самореализация и развитие потенциальных возможностей и способностей личности: глубокие, широкие и разносторонние знания в конкретной области деятельности, нестандартное владение умениям успешного выполнения своей деятельности, качества профессионала, которые включают устойчивую мотивационную, эмоционально-развитую сферу, способность достигать уникального и оригинального результата в деятельности, хорошее состояние здоровья. Требуемая профессиональная компетентность (ПК) достигается на вполне определенной профессиональной позиции (выработке акмеологических инвариантов), уровню активности и собственного творческого потенциала специалиста. Профессионализм личности проявляется через конкретных людей в конкретной области деятельности, а ПК личности проявляется на ступенях его зрелости.
Актуальной, остается проблема профессионального самоопределения в профессии. Проблемы, которые лежать в плоскости «личность – профессия», теснейшим образом взаимосвязаны с самореализацией и самоактуализацией личности, удовлетворением потребности быть значимым в своем профессиональном сообществе людей, выбранной специализации. Для молодых людей, которые поступили в вузы, процесс с самоопределением трудно решается в годы обучения, что приводит к разочарованию в выбранной профессии. Диагностируется низкий уровень зрелости, осознания своих возможностей, как самостоятельной личности, которая стремиться изучить профессию и самореализоваться в ней. ПС дальнейшего самоопределения выпускника вуза, который длительно может проходить процесс адаптации, стабилизации в организации, формирования стратегий карьерного роста и развития своих навыков и умений, своих личных компетенций и дальнейшего повышения квалификации через образование и профессиональные тренинги. ПС в организации это особое подразделение специалистов, которые работают с профилем личности, консультируют, поддерживают. Развивают наставничество и тьюторство для молодых специалистов в организации.
В данном, учебно-практическом пособии сформирован авторский взгляд на развитие направления по дисциплине ПСПД, пособие направлено в первую очередь на развитие внутреннего потенциала человека и формирование его ориентационного поля стратегического развития в профессии. Формирования достижения человеком, полноценной психолого-акмеологической реализации себя, как личности с определенными профессиональными способностями, широкими и разносторонними знаниями в конкретной области деятельности, с нестандартным владением умениями и навыками успешного выполнения на достижение вершин профессионализма.
В пособии ПСПД освещен теоретико – методологический и практический материал для будущих специалистов ПС и организации психолого-акмеологического сопровождения персонала в организациях. Автором разработан полный хрестоматийный, учебно-методический и практический комплекс по дисциплине. В хрестоматию учебно-практического пособия включены четыре раздела по три главы с литературой, контрольными вопросами и примерными темами курсовых - рефератов в каждом разделе, общим количеством в 525 страницы, список литературы, тесты, практическое приложение и практикум для самостоятельной и зачетной работы студентов (специалистов), словарь терминов.
Рецензентами являются: Асеев В.Г – доктор психологических наук, профессор кафедры «Акмеологии и психологии профессиональной деятельности» Российской Академии Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сартан Г. Н. кандидат психологических наук, руководитель центра бизнес - технологий «Катарсис», специалист в области управления группами, директор Корпоративного университета ОАО СК РОСНО
Научная новизна и практическая значимость
Профессиональное образование изменяется в соответствии с новыми требованиями реформируемого общества. Необходимость психологического сопровождения профессионального обучения обусловлена социальными изменениями, многочисленными и динамическими переменами, которые влияют и изменяют поведенческие и личностные характеристики людей: социальное расслоение, снижение социальной защищенности, потеря перспектив и изменение самооценки и многое другое порождают проблемы, которые деформируют личность человека, что необходимо сопровождать в профессии и жизни.
Научную и практическую ценность представляют материалы теоретических и конкретных исследований в отечественной и зарубежной психологической науке и акмеологии по таким вопросам, как:
теоретические основы ПС Д. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. Сухомлинского, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Р. Битянова, Н.С. Глуханюк, Р.В. Овчарова Э. Фромма и др.
специфики сопровождения на разных стадиях формирования профессионализма в системе образования, бизнесе Н.В. Кузьмина, А.К. Марковой, Л.М. Митина, Е. В. Прокопьевой, А.Р. Фонарев, С.А. Дружилов и др.
в особых условиях ПД, профессионального самообразования и самоопределения, мотивационного обеспечения и т.д. Л.С. Выготского, Д. Брунера, Векслера, Гизе, Ш. Бюллер, А.А. Лемана, В.Г. Асеев, АА. Деркач, А.К. Маркова, Е. А. Климов, С. В. Васьковская и др.
Практическую ценность представляют данные о формировании субъекта деятельности и индивидуального стиля, о механизмах и этапах профессиональной адаптации, кризиса профессионального становления и феномены профессиональных деформаций, деструкций, конфликтом и фасилитации, медиации Б.Ф.Ломов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, К. Роджерс, Ананьева Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г, Никандрова С.М., Рубинштейна С.Л. и др.
Материалы публикаций других отечественных ученых Г.М. Зараковский, Е.М.Иванова, Е.А.Климов, В.Н.Пушкин, Г.В.Суходольский, В.Д. Шадриков и др., а также авторские разработки, отражают современный уровень научных исследований и практической деятельности.
В основе данного курса лежат теоретико-практические модели единства концептуальных положений и психотехнологий, ориентированные на образование и профессиональную практическую деятельность, бизнес.
Задачами изучения дисциплины состоят в реализации требований, установленных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, к подготовке специалистов в области психологии и акмеологии. Основной задачей курса является правильной организации ведения профессионального сопровождения личности или коллектива.Иметь представление: о теоретико-практических основах дисциплины и общих навыках ведения психологического сопровождения и анализа его результатов. Знать: принципы организации профессионального сопровождения в деятельности, критерии и методы; сущность обобщающих показателей профессионального сопровождения, методы моделирования и прогнозирования результата, практические психотехнологии работы с людьми. Уметь: разрабатывать и заполнять профиль личности специалиста, организовать профессиональное наблюдение; строить и анализировать программы; рассчитывать и интерпретировать психологические показатели; формулировать выводы, вытекающие из анализа данных, проводить мониторинговый контроль и технология Ассессмент (assessment) по Т.Ю. Базарова, работать со стратегическими установками и убеждениями и др.
Учебное пособие ориентировано на психологов и акмеологов, вузовских работников и студентов, руководителей организаций заинтересованные в эффективном функционировании менеджеров в развитии бизнеса.
Основное кратное содержание:
Раздел 1. Теоретико-методологическое представление о психологическом сопровождении (ПС)профессиональной деятельности (ПД).
Глава 1. ПС как теоретическая и прикладная область знания.
Глава 2. Профессионализм и психологические критерии профессионализма в деятельности.
Глава 3. ПС как комплексный подход профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения.
Раздел 2. ПС как комплексная оценка персонала различных категорий в профессиональной деятельности.
Глава 4. Особенности психологического мониторинга как особого вида деятельности и стиля профессионального мышления.
Глава 5. Диагностика психофизиологических процессов в ПД.
Глава 6. ПС на стадии профессионализации и развития моделей специалиста в деятельности.
Раздел 3. ПС в период профессионального становления личности в профессии: кризис, адаптация, индивидуальный стиль.
Глава 7. Кризисы и проблемы профессионального становления и деструкции.
Глава 8. Профессиональная адаптация специалиста и способность к труду в профессиональной общности.
Глава 9. ПС формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Раздел 4. ПС разными формами ПД: тьюторство, фасилитация, медиация.
Глава 10. Тьюторство и его посредничество различной формы в ПД.
Глава 11. Фасилитация как сопровождение ПД.
Глава 12. Медиаторство как технология ПС и разрешения конфликтов в организации.
Выводы
Теоретико-практический материал пособия изложен в сокращении очень кратко ( из 525 стр.) В течении 2-х лет автор читал лекции и проводил практические занятия в МГУ ЭСИ (МЭСИ), кафедры «Организационной психологии». Для решения поставленных задач курса использовался преимущественно практический подход. Данное направление продолжает развиваться, планируется издание учебника по ПСПД и отельных пособий по главам в виде тренингов.
Ридецкая Ольга Григорьевна - профессор Российской академии естествознания, кандидат психологических наук, тренер-консультант, практический психолог, акмеолог. Сфера интересов: акмеология и психология профессиональной деятельности; эффективное лидерство и организационная психология; психология одаренности, антропология родительства и детства, христианская православная психология и психотерапия, более 40 публикаций,
Основные публикации: "Психология одаренности"; "Психология общения"; "Социальная психология"; "Специальная психология"; "Коррекционная педагогика с основами специальной психологии" (2011); "Эффективное лидерство с программой тренинга(магистратура)" 2009-2010; "Приходское консультирование с основами социальной психологии "(2010); "Психологическое консультирование профессиональной деятельности" (2010) и др.