- Юров Игорь Александрович
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет, (Сочи)
Организация: СГУ
Психологические знания прочно вошли в состав необходимой теоретической подготовки специалистов по физической культуре, спорту и туризму. Эффективность работы учителя физической культуры, тренера в значительной степени зависит от наличия у них психологических знаний и умений. Организовать тренировочный процесс тренеру, процесс физического воспитания преподавателю физической культуры, обеспечить успешное выступление физкультурников в экстремальных видах деятельности невозможно без знаний психологических закономерностей в поведении человека в различных ситуациях. Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для специалистов, работающих с людьми.
Изучение дисциплины «Психология физической культуры» предусматривает: 1) содействие развитию у студентов профессионального сознания, мышления и этики; 2) вооружение будущих специалистов по физической культуре и спорту психологическими знаниями в процессе физического воспитания и спортивной деятельности; 3) проявление инновационного и творческого подхода к будущей деятельности; 4) формирование у студентов необходимых умений и навыков при использовании психологического знания в области обучения и воспитания. В данном учебном пособии особенно отмечается, что физическая культура является одной из характеристик общей культуры человека, его активной и здоровой жизнедеятельности, во многом определяет эффективность учебной, трудовой, бытовой, семейной, общественной деятельности человека, его социально-психологическое благополучие.
Физическая культура и спорт — действенное средство воспитания личности при следующих условиях:
- Занятия физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер. Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их физкультурной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу коллективу, стране. Занятия спортом — не только личное дело спортсмена, но и решение важной государственной задачи — подготовки людей к труду и защите Родины.
- С помощью физической культуры должны развиваться интеллектуальные, нравственные, волевые и физические качества личности.
- Физкультурная деятельность должна быть разнообразной, интересной, инициативной и творческой, способствовать формированию гармоничной личности.
- Многие цели воспитания в физкультурной деятельности достигаются при условии учета индивидуальных и возрастных особенностей личности.
- Воспитатель сам должен быть воспитан и быть гармоничной личностью, в которой благоприятно сочетаются физические, интеллектуальные, духовные, нравственные качества.
Функции педагога по созданию условий, необходимых для включения занимающихся в процесс решения различного рода задач в физкультурной деятельности:
- Формирование позитивного целеполагания у занимающихся физической культурой. Это ответ на вопрос: а для чего нужно заниматься физической культурой? Какова конкретная цель? Вот эту цель на постоянное занятиями физической культурой и необходимо сформировать.
- Управление мотивацией и эмоциями занимающихся. Необходимо выявить потребности в физической культуре и на их основе активировать мотивацию и эмоции у физкультурников.
- Регулирующая функция. Педагогу необходимо направлять процесс овладения физической культурой и решения при этом различного рода задач. Регуляция этой деятельности имеет три аспекта: а) информационный – передача занимающимся знаний о технике разучиваемых упражнений, об их значимости в спортивном совершенствовании; б) организационный – включение занимающихся в ту или иную форму учебной деятельности (индивидуальную, групповую, соревновательную); в) уровень притязаний — это то, на что претендует занимающийся и оптимальный уровень ожидания от физкультурных занятий.