«Свет добра» (программа профилактики жестокого обращения с детьми-инвалидами в семье )
Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении.
Намного острее данная проблема стоит в семьях, где есть дети–инвалиды. Часто абсолютная зависимость жизни этих детей от взрослых порождает чувство вседозволенности и бесконтрольной власти над ребенком.
Часто причиной, вызывающей жестокое обращение с ребенком-инвалидом со стороны родителей, является неприятие болезни ребенка. Такое отношение ведет к отвержению ребенка, пренебрежению его потребностями и нуждами. Родители не выполняют предписания индивидуальной программы реабилитации, тем самым нарушая права ребенка-инвалида, гарантируемые государством.
Другой причиной проявления насилия над ребенком является чувство безысходности и депрессии, когда одинокая мать с ребенком-инвалидом на руках, живя в тяжелых жилищных и материальных условиях, находясь в состоянии постоянно действующего стресса, срывает свое раздражение, обиду, злость на своем сыне или дочери.
Актуальность проблемы жестокого обращения с детьми побудила специалистов Центра реабилитации «Фламинго» разработать проект программы «Свет добра», направленную на профилактику и коррекцию жестокого отношения к ребенку-инвалиду в семье.
Основная цель проекта: Профилактическая и коррекционная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, находящимися в сложной жизненной ситуации, которая характеризуется проявлениями жестокого обращения с детьми.
В городе Кемерово все дети-инвалиды состоят на учете в МБУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». Здесь им оказывается социальная помощь и медико-психолого-педагогическая реабилитация.
Выявление семей, склонных к жестокому обращению с ребенком-инвалидом, осуществляется специалистом по социальной работе в ходе социального патронажа. Он проводит анкетирование и интервьюирование семьи. Вопросы разработаны совместно с психологами.
Также совместно специалист по социальной работе и психолог отбирают семьи, которые соответствуют критериям постановки на учет целевой группы:
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по реализации ИПР (индивидуальной программы реабилитации), охране здоровья и жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни).
Семьи, соответствующие данным критериям, приглашаются в Центр реабилитации «Фламинго», где с ними проводят профилактическую работу психологи.
Психокоррекционная и психотерапевтическая работа проводится в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» в виде Школы молодой семьи, семейного консультирования и психологических тренингов. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме с использованием оборудования Сенсорной комнаты. Выделяется три основных направления работы:
A. Работа с родителями. Индивидуальная психотерапия. Психологические тренинги для молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, связанной с рождением ребенка-инвалида или впервые установленным диагноза. Психологическая работа с отцами детей с ограниченными возможностями с целью профилактики разводов.
B. Психокоррекционная работа с детьми-инвалидами, пострадавшими от жестокого обращения и подростками с агрессивным поведением.
C. Совместные занятия с детьми-инвалидами и их родителями с целью коррекции внутрисемейных отношений.
На начальном этапе работы осуществляется более глубокая диагностика ситуации в семье, характеризующаяся риском жестокого обращения и насилия в семье, выявление кризисных ситуаций, сложностей детско-родительских отношений. С целью анализа детско - родительских отношений в семье, введена в работу психологовПрограмма компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика родительско-детских отношений».
Отдельно проводится работа с детьми-инвалидами, подвергшимися насилию либо находящимися в неблагоприятной семейной ситуации, либо характеризующимися агрессивным поведением. Основными методами работы являются рациональная терапия в совокупности с психоэмоциональной разгрузкой, сказкотерапия, песочная терапия.
Вся описанная выше работа требует комфортных психологических условий – специально оборудованную комнату психологической разгрузки. Сенсорная комната является основным условием реализации данной программы. В Центре «Фламинго» такая комната начала функционировать и заняла важное место в реабилитационном процессе.
В Сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности. Обстановка Сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей и больных детей. За счет музыки, света, цвета значительно легче снять внутреннее напряжение, сосредоточиться на проблеме, провести рефлексию ситуации.
В Сенсорной комнате проводятся:
- психологические тренинги для молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, связанной с рождением ребенка-инвалида;
- психокоррекция семей склонных к жестокому обращению с детьми, в т.ч. пренебрежению интересами и правами своего ребенка;
- психокоррекционная работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и подростками с агрессивным поведением.
В результате проведения психоэмоциональной разгрузки снизилась тревожность родителей, находящихся в состоянии стресса, восстановилась коммуникативная функция в сторону позитивного общения. У детей отмечается снижение агрессивности и беспокойства, повышение порога сенсорной чувствительности.
Анализ отзывов родителей о сенсорной комнате позволяет судить о том, что комната производит огромное впечатление, как на детей, так и на родителей. На занятиях у родителей создается ощущение погружения в иной мир, где по иному течет время, все объекты видятся иначе, меняется угол зрения в видении собственных проблем, отношений с близкими, со своим ребенком. Меняется также настроение, возникает чувство покоя и релаксации, радости и удовлетворения, меняется отношение к себе. «Эмоции, которые испытываешь, находясь в этой комнате, трудно передать словами. Это, с одной стороны восторг, а с другой – расслабление и покой, даже уходить не хочется». «Как мама, я была очень обрадована тем, что в центре реабилитации «Фламинго» появилась сенсорная комната. Здесь все гармонично сочетается, и цветовая гамма, и звуковые эффекты, что дает расслабление и снятие напряжения. Считаю, что сенсорная комната дает положительные эмоции для каждого ребенка в отдельности, ведь занятия проводятся индивидуально, только ребенок и мама, а это очень важно!»
Результаты работы по программе в течение 2011 года опубликованы в сборниках:
- Мы все преодолеем (Из опыта работы социальных служб города с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями). – Выпуск 7. – Кемерово, 2011.
- Теория и практика развития детской реабилитации:Сборник научно-практических статьей. – Кемерово, 2011.
Бережная Светлана Павловна - заведующая отделением психолого-педагогической помощи МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго».