«Создание учебно-методических пособий, включая монографии по психолого-педагогическому профилю» (серия печатных и электронных изданий за период с 2015 по 2022 годы)
Организация: АНО ВО «Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт»
Краткое изложение содержания работ. В серии пособий представлена система знаний по различным медико-психологическим направлениям, среди которых возрастная физиология и анатомия, генетика, нейрофизиология, невропатология и др. Пособия подготовлены в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособий соответствуют требованиям ФГОС ВПО.
Новизна работ. Новизна данной линейки пособий основана на комплексном подходе к обучающимся. Она направлена на развитие кругозора и формирование целого ряда профессиональных компетенций. Отличительная особенность заключается в том, что структура учебных пособий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой. Важно отметить, что весь предложенный материал максимально проиллюстрирован и имеет помимо теоретической части наглядное подспорье, которое облегчает усвоение профильной информации.
Решенная проблема в образовании. Внедрение серии учебных пособий в образовательный процесс способствует сознательному развитию личности студентов, ответственных за свое профессиональное развитие как в теоретическом, так и в практическом плане. Получаемые на выходе знания и умения в будущем становятся основой для реализации компетентностного, личностно-ориентированного подхода на практике, а также стимулирует развитие учебно-исследовательских проектов в последипломном звене высшего образования.
Практическая значимость. Учебные пособия «Актуальные проблемы речевого развития», «Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий» и другие создают условия для овладения студентами основными профессиональными понятиями и терминами, учат применять их на практике, формируют интерес к профессии, связанной с оказанием профессиональной помощи людям, поскольку имеет комплексный характер. Содержание и структура учебных пособий обеспечивают развитие научного мировоззрения, гуманности, привитие заботливого отношения к лицам с отклонениями в развитии.
Объемы внедрения. Серия учебных пособий за авторством Барабанова Р.Е. в соответствии с учебным планом рекомендована учебно-методическим советом кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин АНО ВО «МИТУ-МАСИ» в качестве основного литературного источника при подготовке студентов по таким дисциплинам как: «Анатомия и физиология ЦНС», «Основы нейропсихологии», «Основы психогенетики», «Введение в клиническую психологию», «Основы медицинских знаний», «Нейрофизиология», «Основы патопсихологии», «Специальная психология и педагогика», «Психопатология», «Психодиагностика», «Психология общения». Наряду с этим пособия используются и в качестве основных литературных источников при разработке рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств по направлениям: «Нейрофизиология», «Введение в клиническую психологию», «Нейропсихология», «Патопсихология», «Основы патопсихологии», «Основы психогенетики», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Дифференциальная психология», «Основы нейропсихологии», «Основы специальной педагогики и психологии», «Психогенетика», «Психология развития и возрастная психология», «Психофизиология», «Техника речи», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Психодиагностика».
Также представленная линейка учебных пособий широко используется студентами при подготовке курсовых и дипломных работ как на бакалавриате по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», так и в магистратуре. Наряду с этим пособия применяются в качестве руководства при прохождении студентами производственных практик в соответствующих организациях. При этом внедрение учебных пособий в образовательные программы обеспечивает современный и актуальный характер обучения, его высокий научно-методический уровень, заинтересованность обучающихся в приобретении знаний и перспективах их использования в будущей профессии, а также приобщает обучающихся к таким формам научной деятельности, как проектно-исследовательская работа, выступления на научных конференциях, участие в конкурсах научных работ, публикации в периодической печати, сборниках трудов, соавторство в представлении патентов.
Представляемая серия учебно-методических пособий за период с 2015 по 2022 год включает следующие издания:
Барабанов Р.Е. Психология общения: краткий конспект лекций для студентов высших учебных заведений (учебное пособие) / Р.Е. Барабанов. – СПб.: Институт образования взрослых МАСТ (секция Социальной психологии и психотехнологий), 2015. – 47 с.
Учебное пособие разработано и подготовлено на базе аккредитованного Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет государственного управления», кафедра психологии. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 «Психология» (программа подготовки бакалавров)
Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий: Учебное пособие для высших учебных заведений. Р.Е. Барабанов, под ред. В.И. Селиверстова. М.: МФЮА, 2016. – 232 с.
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, в программу которых входит изучение медико-психологических дисциплин; составлено преподавателем кафедры психологии МФЮА, дефектологом, клиническим психологом – Р.Е. Барабановым. Учебное пособие подготовлено в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии представлена система знаний по различным медико-психологическим направлениям, среди которых возрастная физиология и анатомия, генетика, нейрофизиология, невропатология и др.
Пособие по русскому языку с основами я
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, в программу которых входит изучение таких дисциплин как «Русский язык и культура речи», а также «Основы языкознания»; составлено преподавателем гуманитарного факультета МФЮА, дефектологом – Р.Е. Барабановым. Учебное пособие подготовлено в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии представлена система знаний по различным лингвистико-филологическим направлениям, среди которых культура речи, фонетика, лексикология, психолингвистика и др.
Барабанов Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы: работа с детьми дошкольного возраста. — Бо-Бассен, 2018.
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа и синтеза. При этом нередко на первый план выходит фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами. Дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системы языка рано или поздно перейдут в разряд "неуспевающих" учащихся с проблемами в обучении. Имено поэтому преодоление фонетико-фонематического неродазвития речи должно достигаться путем целенаправленной логопедической работы, начиная с дошкольного возраста ребенка.
Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия / Автор-составитель: Р.Е. Барабанов – R.: VDM Publishing, 2019. – 69 с.
Рекомендовано УМО РАЕ (Международной ассоциацией ученых, преподавателей и специалистов) по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия (учебника) для студентов высших (средних) учебных заведений, обучающихся по специальности 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия, дефектология».
Барабанов, Р.Е. Основы патопсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. д-ра мед. наук, проф., академика АМТН РФ М.Г. Бостанджяна ; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МИТУ–МАСИ, 2019. – 56 с.
Учебное пособие содержит современные клинико-психологические представления о нарушениях психических процессов и структуры личности при различных психических заболеваниях, что позволит студентам овладеть теоретическими основами и принципами патопсихологического анализа нарушений психической деятельности человека. Предложенная структура пособия поможет выделить главные аспекты изучаемых тематических разделов, организовать и конкретизировать учебный процесс в контексте компетентностного подхода. Для психологов, историков, культурологов.
Барабанов, Р.Е. Психологическая диагностика : учебное пособие для высших учебных заведений / Р.Е. Барабанов ; под ред. С.В. Жундриковой ; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МИТУ МАСИ, 2019. – 164 с. – Текст : электронный.
В учебном пособии излагаются основы психометрики в психодиагностике, рассматриваются уровни психодиагностического исследования, соответствующие психологические категории и психодиагностические методики. Издание призвано помочь студентам сориентироваться в основных задачах психодиагностики в зависимости от сферы деятельности практического психолога, овладеть концептуальным аппаратом психодиагностики и навыком составления психологического портрета личности с опорой на интерпретацию и анализ психодиагностических данных по отдельным методикам. Предназначено для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология» (программа подготовки бакалавров).
Речь как высшая психическая функция: краткое изложение : учебное пособие для высших учебных заведений / Р.Е. Барабанов ; под ред. Е.В. Емельяновой ; Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МИТУ–МАСИ, 2021. – 56 с. – Текст : электронный.
В пособии представлены теоретические и практические основы логопедии, основные типы нарушений речи и речемыслительной деятельности при различных формах ограниченных возможностей здоровья, сведения об организации речевых и неречевых процессов, технологии коррекционно-логопедического воздействия. Содержательно материал пособия соответствует традиционной логопедической науке. Текст краток, лаконичен, минимализирован, представлен в виде тезисов. Такая подача материала обеспечивает усвоение его при самостоятельной работе студентов и оптимизирует учебный процесс. Пособие адресовано студентам (бакалавриат, магистратура), изучающим курс речевой патологии, клинической и специальной психологии, оно может быть использовано слушателями на курсах повышения квалификации и переподготовке педагогов-практиков.
Актуальные проблемы речевого развития: коллективная монография / гл. ред. Р.Е. Барабанов ; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МАСИ, 2022. – 74 с. – Текст: электронный.
В коллективной монографии отражены вопросы теории и практики, отражающие современные тенденции в области логопатологии и речевой коммуникации, как в Российской Федерации, так и в СНГ (в частности, в Республике Беларусь). В основу коллективной монографии легли материалы, подготовленные преподавателями кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин гуманитарного факультета МАСИ, в рамках соответствующих направлений научно-исследовательских проектов и грантов вуза. Материалы коллективной монографии могут быть полезны практикующим психологам, преподавателям психологии, студентам психологических вузов.
- Актуальные проблемы речевого развития: коллективная монография pdf, 1.13 Мб
- Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы: работа с детьми дошкольного возраста pdf, 2.56 Мб
- Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия pdf, 1.38 Мб
- Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий pdf, 1.80 Мб
- Основы патопсихологии pdf, 22.0 Мб
- Пособие по русскому языку с основами языкознания pdf, 1.71 Мб
- Психологическая диагностика pdf, 1.14 Мб
- Психология общения: краткий конспект лекций для студентов высших учебных заведений pdf, 1.21 Мб
- Речь как высшая психическая функция: краткое изложение pdf, 1.00 Мб
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте