Номинация «Книга года по психологии» по итогам 2022 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Создание учебно-методических пособий, включая монографии по психолого-педагогическому профилю» (серия печатных и электронных изданий за период с 2015 по 2022 годы)

Автор:

  • Барабанов Родион Евгеньевич

    Доктор философии психологии (Ph.D.), кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии и педагогики образования, ФГБОУ ВО РГГУ (Москва)

Организация: АНО ВО «Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт»

Краткое изложение содержания работ. В серии пособий представлена система знаний по различным медико-психологическим направлениям, среди которых возрастная физиология и анатомия, генетика, нейрофизиология, невропатология и др. Пособия подготовлены в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособий соответствуют требованиям ФГОС ВПО.
 

Новизна работ. Новизна данной линейки пособий основана на комплексном подходе к обучающимся. Она направлена на развитие кругозора и формирование целого ряда профессиональных компетенций. Отличительная особенность заключается в том, что структура учебных пособий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой. Важно отметить, что весь предложенный материал максимально проиллюстрирован и имеет помимо теоретической части наглядное подспорье, которое облегчает усвоение профильной информации.
 

Решенная проблема в образовании. Внедрение серии учебных пособий в образовательный процесс способствует сознательному развитию личности студентов, ответственных за свое профессиональное развитие как в теоретическом, так и в практическом плане. Получаемые на выходе знания и умения в будущем становятся основой для реализации компетентностного, личностно-ориентированного подхода на практике, а также стимулирует развитие учебно-исследовательских проектов в последипломном звене высшего образования.
 

Практическая значимость. Учебные пособия «Актуальные проблемы речевого развития», «Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий» и другие создают условия для овладения студентами основными профессиональными понятиями и терминами, учат применять их на практике, формируют интерес к профессии, связанной с оказанием профессиональной помощи людям, поскольку имеет комплексный характер. Содержание и структура учебных пособий обеспечивают развитие научного мировоззрения, гуманности, привитие заботливого отношения к лицам с отклонениями в развитии.
 

Объемы внедрения. Серия учебных пособий за авторством Барабанова Р.Е. в соответствии с учебным планом рекомендована учебно-методическим советом кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин АНО ВО «МИТУ-МАСИ» в качестве основного литературного источника при подготовке студентов по таким дисциплинам как: «Анатомия и физиология ЦНС», «Основы нейропсихологии», «Основы психогенетики», «Введение в клиническую психологию», «Основы медицинских знаний», «Нейрофизиология», «Основы патопсихологии», «Специальная психология и педагогика», «Психопатология», «Психодиагностика», «Психология общения». Наряду с этим пособия используются и в качестве основных литературных источников при разработке рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств по направлениям: «Нейрофизиология», «Введение в клиническую психологию», «Нейропсихология», «Патопсихология», «Основы патопсихологии», «Основы психогенетики», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Дифференциальная психология», «Основы нейропсихологии», «Основы специальной педагогики и психологии», «Психогенетика», «Психология развития и возрастная психология», «Психофизиология», «Техника речи», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Психодиагностика».

Также представленная линейка учебных пособий широко используется студентами при подготовке курсовых и дипломных работ как на бакалавриате по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», так и в магистратуре. Наряду с этим пособия применяются в качестве руководства при прохождении студентами производственных практик в соответствующих организациях. При этом внедрение учебных пособий в образовательные программы обеспечивает современный и актуальный характер обучения, его высокий научно-методический уровень, заинтересованность обучающихся в приобретении знаний и перспективах их использования в будущей профессии, а также приобщает обучающихся к таким формам научной деятельности, как проектно-исследовательская работа, выступления на научных конференциях, участие в конкурсах научных работ, публикации в периодической печати, сборниках трудов, соавторство в представлении патентов.

Представляемая серия учебно-методических пособий за период с 2015 по 2022 год включает следующие издания:

Барабанов Р.Е. Психология общения: краткий конспект лекций для студентов высших учебных заведений (учебное пособие) / Р.Е. Барабанов. – СПб.: Институт образования взрослых МАСТ (секция Социальной психологии и психотехнологий), 2015. – 47 с.
Учебное пособие разработано и подготовлено на базе аккредитованного Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет государственного управления», кафедра психологии. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 «Психология» (программа подготовки бакалавров)

Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий: Учебное пособие для высших учебных заведений. Р.Е. Барабанов, под ред. В.И. Селиверстова. М.: МФЮА, 2016. – 232 с.
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, в программу которых входит изучение медико-психологических дисциплин; составлено преподавателем кафедры психологии МФЮА, дефектологом, клиническим психологом – Р.Е. Барабановым. Учебное пособие подготовлено в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии представлена система знаний по различным медико-психологическим направлениям, среди которых возрастная физиология и анатомия, генетика, нейрофизиология, невропатология и др.

Пособие по русскому языку с основами я зыкознания: Учебное пособие для высших учебных заведений. Р.Е. Барабанов, под ред. И.Н. Сосинской. М.: МФЮА, 2016. – 231 с. 
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, в программу которых входит изучение таких дисциплин как «Русский язык и культура речи», а также «Основы языкознания»; составлено преподавателем гуманитарного факультета МФЮА, дефектологом – Р.Е. Барабановым. Учебное пособие подготовлено в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии представлена система знаний по различным лингвистико-филологическим направлениям, среди которых культура речи, фонетика, лексикология, психолингвистика и др.

Барабанов Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы: работа с детьми дошкольного возраста. — Бо-Бассен, 2018.
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа и синтеза. При этом нередко на первый план выходит фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами. Дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системы языка рано или поздно перейдут в разряд "неуспевающих" учащихся с проблемами в обучении. Имено поэтому преодоление фонетико-фонематического неродазвития речи должно достигаться путем целенаправленной логопедической работы, начиная с дошкольного возраста ребенка.

Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия / Автор-составитель: Р.Е. Барабанов – R.: VDM Publishing, 2019. – 69 с.
Рекомендовано УМО РАЕ (Международной ассоциацией ученых, преподавателей и специалистов) по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия (учебника) для студентов высших (средних) учебных заведений, обучающихся по специальности 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия, дефектология».

Барабанов, Р.Е. Основы патопсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. д-ра мед. наук, проф., академика АМТН РФ М.Г. Бостанджяна ; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МИТУ–МАСИ, 2019. – 56 с.
Учебное пособие содержит современные клинико-психологические представления о нарушениях психических процессов и структуры личности при различных психических заболеваниях, что позволит студентам овладеть теоретическими основами и принципами патопсихологического анализа нарушений психической деятельности человека. Предложенная структура пособия поможет выделить главные аспекты изучаемых тематических разделов, организовать и конкретизировать учебный процесс в контексте компетентностного подхода. Для психологов, историков, культурологов.

Барабанов, Р.Е. Психологическая диагностика : учебное пособие для высших учебных заведений / Р.Е. Барабанов ; под ред. С.В. Жундриковой ; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МИТУ МАСИ, 2019. – 164 с. – Текст : электронный.
В учебном пособии излагаются основы психометрики в психодиагностике, рассматриваются уровни психодиагностического исследования, соответствующие психологические категории и психодиагностические методики. Издание призвано помочь студентам сориентироваться в основных задачах психодиагностики в зависимости от сферы деятельности практического психолога, овладеть концептуальным аппаратом психодиагностики и навыком составления психологического портрета личности с опорой на интерпретацию и анализ психодиагностических данных по отдельным методикам. Предназначено для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология» (программа подготовки бакалавров).

Речь как высшая психическая функция: краткое изложение : учебное пособие для высших учебных заведений / Р.Е. Барабанов ; под ред. Е.В. Емельяновой ; Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МИТУ–МАСИ, 2021. – 56 с. – Текст : электронный.
В пособии представлены теоретические и практические основы логопедии, основные типы нарушений речи и речемыслительной деятельности при различных формах ограниченных возможностей здоровья, сведения об организации речевых и неречевых процессов, технологии коррекционно-логопедического воздействия. Содержательно материал пособия соответствует традиционной логопедической науке. Текст краток, лаконичен, минимализирован, представлен в виде тезисов. Такая подача материала обеспечивает усвоение его при самостоятельной работе студентов и оптимизирует учебный процесс. Пособие адресовано студентам (бакалавриат, магистратура), изучающим курс речевой патологии, клинической и специальной психологии, оно может быть использовано слушателями на курсах повышения квалификации и переподготовке педагогов-практиков.

Актуальные проблемы речевого развития: коллективная монография / гл. ред. Р.Е. Барабанов ; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М. : МАСИ, 2022. – 74 с. – Текст: электронный.
В коллективной монографии отражены вопросы теории и практики, отражающие современные тенденции в области логопатологии и речевой коммуникации, как в Российской Федерации, так и в СНГ (в частности, в Республике Беларусь). В основу коллективной монографии легли материалы, подготовленные преподавателями кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин гуманитарного факультета МАСИ, в рамках соответствующих направлений научно-исследовательских проектов и грантов вуза. Материалы коллективной монографии могут быть полезны практикующим психологам, преподавателям психологии, студентам психологических вузов.

За проект проголосовали 75 читателей
  • Интересное пособие, достойное содержание, хороший доступный язык изложения, много полезных идей для практиков.

  • Для меня как студента факультета психологии эта линейка пособий была и остается отличным подспорьем при подготовке научно-исследовательских работ и, несомненно, поможет при написании ВКР, поэтому я отдаю свой голос за этот проект.

  • Большой спектр действительно нужной информации , как с теоретической , так и с практической составляющей.

  • Учебные пособия помогают студентам овладеть практическим инструментарием.

  • Хорошая, нужная, содержательная работа. Полезна для студентов и для практикующих психологов, логопедов, преподавателей.

  • Хорошо структурированный для изучения студентами материал. Актуальная информация и для практикующих психологов.

  • Хороший практический материал. Голосую

  • Поддерживаю данный проект,т.к вижу необходимость комплексного и современного подхода к данномувопросу.

  • Актуальный материал, простота и понятность изложения. Великолепный помощник для практиков!

  • Доступная подача материала. Идеальное сочетание теории и практики!

  • Продела очень большая работа, заслуживающая внимания.

  • Учебные пособия информативно и составлены в соответствии с требованиями фгос во.

  • Пособие будет актуально для студентов вузов

  • Простым, доступным языком сказано о сложном.

  • очень достойная работа

  • Полезная и нужная информация

  • безумно интересная идея и подача информации

  • Молодец ! Достойная работа!

  • Информативно и познавательно

  • Б К Г
    12.03.2024 в 22:08:43

    Интересно и познавательно!

  • Понравился подход

  • очень интересно и полезно

  • Конструктивно и грамотно.

  • Регулярно использую пособия в своей работе с детьми разного возраста

  • Хорошо структурированный для изучения студентами материал. Актуальная информация и для практикующих психологов.

  • Данные материалы полезны практикующим психологам, преподавателям психологии, студентам психологических вузов. Актуально на сегодняшний день,

  • Отличная работа! Всё ясно и понятно, без лишней воды. Голосую

  • Барабанов Р. Е заслушанный кандидат педагогических наук, он профессионал своего дела, заслуживает голоса.

  • Интересные пособия, которые помогут педагогам в работе с обучающимися.

  • Интересное мышление

  • Данная работа является по-настоящему двигателем своременного образования. Любому учащемуся необходимо понимать множество коррелирующих факторов, которые исследуются различными сферами науки. Именно вкупе всех переплетений формируется полная картина компетенции будущего профессионала!

  • Очень актуальный и востребованный пакет учебников для студентов-психологов.

  • Интересный и важный проект, открывающий новые психолого-педагогические перспективы. Голосую!

  • Монографии Р.Е. Барабанова представляют собой пример широты научных интересов с идеальной проработанностью тем, которые в них обсуждаются. Концентрация автора на психофизиологических аспектах представляется мне тем направлением психологии, которое необходимо всемерно поддерживать и развивать.

  • Данные учебники полезны для вузов и студентов. Помогают в разработке курсовых работ и вкр.

  • Содержательный материал,помогающий в жизни и работе

  • Работа отличная, написана профессиональным языком, поможет в работе педагогам психологам.

  • В данной работе привлекает комплексный подход к процессу обучения, подбор диагностических материалов.

  • Доступным языком подаётся информация для студентов. Без лишней "воды".

  • Отличная работа! Чётко и по делу. Голосую.

  • Учебно-методические пособия по речевым нарушениям актуальны и для студентов и для работающих педагогов и психологов.

  • Век электронных технологий: данный проект очень актуален и важен для студентов высших педагогических учреждений.

  • Данный проект актуален в помощь педагогам для работы в учреждениях для детей-сирот.

  • Лаконично и грамотно структурирован подход к подбору пособий как для теоретического развития студентов, так и практического применения в специализированных заведениях. Соответствие современным запросам в образовании позволяет более широко и объективно подойти к решению проблем в психологическом, дефектологическом направлениях.

  • . . .
    12.03.2024 в 22:08:43

    Статья на высшем уровне. И актуальная тема для исследования!

  • Работаю педагогом-психологом в школе и детском саду. Считаю, что методические пособия по психолого-педагогической тематике разрозненные и противоречивые. Восхищаюсь профессиональной деятельностью Родиона и уверена в качестве его работ.

  • Интересен прикладной характер предложенных публикаций. Лично знакома с результатами работы.

  • Барабанов Родион Евгеньевич успешно взаимодействует с людьми и полагает, что их можно изменить в лучшую сторону. Понимая их проблемы, он, однако, не всегда обращает внимание па различия между собой и другими людьми. Ларошфуко писал: "Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо". Поэтому кажется очевидным, что не может быть успешного психолога без высокого интеллекта.

  • Я считаю, что автор затрагивает в своей работе довольно актуальную тему на данный момент. С уважением отношусь к такого рода фундаментальным работам.

  • Разве может быть иначе

  • В данной работе прослеживается комплексный подход, структурированность по таким важным направлениям, как возрастная физиология и анатомия, генетика, нейрофизиология, невропатология, что важно для успешного усвоения материала студентами высших медико-психолого педагогического направления. Также хотелось отметить, что данные пособия подготовлены в соответствии с современными образовательными стандартами. Содержание и структура пособий соответствуют требованиям ФГОС ВПО.

  • Своевременность, ясность мысли

  • Считаю, что подобные пособия очень нужны как для студентов, так и для преподавателей

  • Я считаю, что Барабанов Родион Евгеньевич создал компетентный учебный материал, обобщив различные сферы психологии, медицины и педагогики, который одновременно совмещает новейшие познания в указанных областях и при этом отвечает современным стандартам качества.

  • Потрясающее пособие, в котором отражён комплексный и системный подход к изучению психологии и педагоги, что весьма важно при применении на практике.

  • Пособие помогает мне в работе в школе

  • Актуально и интересно

  • Качественная информация. Текс воспринимается легко.

  • Данные пособия обладают ценность для практической работы в сфере коррекционной педагогики и психологии. Содержат как материалы научно-методического характера, так и рекомендации педагогам и психологам по применению их в своей работе.

  • Актуальное, наукоёмкое исследование, которое в дальнейшем поможет молодым исследователям осуществлять научную деятельность!

  • Наиболее актуальная тематика и необходимость изучения.

  • Подход к получению теоретических знаний в связке с практикой является очень важной составляющей у учащихся в современном обществе.

  • Барабанов Р. Е. близкий мне человек, родное сердце, величайший человек в владении психолого-педагогическими инструментами и просто замечательный человек. Выбрала, по желаю его работы. Во Благо!!!!

  • Современная практика психологического образования нуждается в учебных пособия, где эффективно сочетается научный подход с практическими кейсами и рекомендациями

  • Актуальная работа.

  • Проект Барабанова Р.Е. полезен и эффективен!

  • Классный специалист

  • Очень интересно и полезно. Спасибо большое автору.

  • Проект, Барабанова Р.Е., является актуальным и востребованным.

  • Практико-ориентированная работа, которая может специалистам повысить свои компетенции по сопровождению детей

  • Проект кажется мне довольно интересным и имеет широкий подход к образованию. Предложенная система знаний может дать толчек к комплексному подходу в образовании и индивидуальному подходу.

  • Очень интересно и понятно все изложено.

  • Пособия и монографии применимы на практике в моей непосредственной деятельности в социальной сфере в работе с детьми.

  • Учебные пособия содержат качественную информацию. А также активизируют и наполняют образовательный процесс необходимыми знаниями, способствуют развитию личности студентов.

  • Серия изданий очень полезна, раскрываются самые разные темы по психологии.

Последний день голосования – 30 марта

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе