- Майбах Наталья Валерьевна
медицинский психолог, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская детская поликлиника», (Нижневартовск)
Организация: АУ ХМАО – Югры «Социально-оздоровительный центр семьи и детей «Голубое озеро»
Актуальность
Экономическое благополучие и относительно молодой возраст населения ХМАО – Югры в значительной степени влияет на рост наркомании среди несовершеннолетних. В результате снижения мотивации к здоровому образу жизни, наблюдается неутешительная динамика нарушений психического и физического состояния здоровья подрастающего поколения. Проблема подростковой наркомании тесно связана с их неорганизованной досуговой деятельностью. Это требует пристального внимания, а также своевременного принятия действенных и эффективных профилактических мер. Одной из наиболее эффективных мер профилактики наркомании среди несовершеннолетних, является первичная профилактика.
Социально-оздоровительный центр семьи и детей «Голубое озеро» предлагает инновационные технологии социально - психологического обслуживания посредством организации профильных оздоровительных смен, направленных на первичную профилактику наркомании среди несовершеннолетних.
В процессе реализации программы психологического сопровождения профильных смен у несовершеннолетних вырабатывается ценностное отношение к жизни, способность противостоять негативным влияниям, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно - никотинового отравления организма и психики.
Программа реализуется в двух направлениях:
- развитие эмоционально – волевой и мотивационной сферы подростков;
- формирование навыков социальной компетенции несовершеннолетних (умение противостоять групповому давлению, разрешать межличностные конфликты, умение общаться и т.д.).
Основная идея проекта
При условии психологического сопровождения подростков в рамках профилактической программы через развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов личности, формирование антинаркотической позиции подростков будет более эффективно.
Научная значимость проекта
Определены психологические методы развития мотивационной сферы личности подростков с целью преодоления склонности к употреблению наркотических средств, расширения и обогащения спектра мотивов к здоровому образу жизни.
Практическая значимость
Практическая значимостьпроектасостоит в том, что разработанные инновационные и экспериментально проверенные методы первичной профилактики наркотизации несовершеннолетних могут найти применение как в учреждениях социального обслуживания, так и в общеобразовательных учреждениях.
Социальная значимость
Социальная значимостьпроекта – предложенные методы изучения и формирования ценностных ориентаций несовершеннолетних могут быть использованы с целью повышения социальной адаптации, развития устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям; укрепления межличностных отношений, осознания несовершеннолетними ответственности за выбор здорового образа жизни.
Значение для развития психологии
Результаты практической работы и содержащиеся в ней теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших поисков в области теории и практики первичной профилактики наркомании в сфере социально – обслуживающих и общеобразовательных учреждений в период каникул.
Цели и задачи проекта
Цель: формирование антинаркотической позиции подростков через развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов личности.
Задачи:
- снижение уровня тревожности и деструктивной агрессивности несовершеннолетних;
- развитие критического отношения к разрушительным поступкам;
- развитие коммуникативных навыков, адекватной самооценки.
Целевая группа: несовершеннолетние 13 – 16 лет.
Этапы реализации программы
Программа состоит из 9 зазнятий по 1,5 часа.
Подготовительный этап
Подбор, разработка, апробация методик по первичной профилактике наркомании.
Подбор и анализ литературы, аудио-видеоматериалов по первичной профилактике приема наркотических веществ.
Разработка критериев эффективности реализуемой программы (диагностический инструментарий).
Основной этап
Обучение способам саморегуляции; снижение психоэмоционального напряжения; общая гармонизация состояния участников занятий; активизация личностных ресурсов.
Закрепление навыков общения, установки на здоровый образ жизни, формирование активной жизненной позиции.
Программа содержит интересные авторские и традиционные игры, направленные развитие как эмоционально – волевой, так и мотивацинной сферы подростков.
Основные формы и методы работы с подростками:
- тренинги;
- групповые занятия;
- психологические игры;
- групповые дискуссии;
- занятия в кабинете психологической разгрузки.
В течение смены подростки принимали активное участие в следующих мероприятиях:
- Акции: «Мы против наркотиков», «Поменяй сигаретку на конфетку», «Мозговой штурм».
- Встречи с известными людьми города, ведущими здоровый образ жизни, специалистами городского Центра «Анти - СПИД», волонтерами, представителями Центра социально – психологической реабилитации наркоманов и токсикоманов «Феникс».
- Организация работы пресс-центра.
- Проведение Всемирного Дня здоровья.
- Спортивные мероприятия.
- Деловые и ролевые игры.
- Лекции, беседы профилактической направленности.
Итогово - аналитический этап
Анализ эффективности реализации программы: обработка сравнительных диагностическх методик, анкет. Определение перспектив развития проекта.
Результаты, выводы
Проект был реализован в 2010 – 2011годах. В профильных сменах приняли участие 180 несовершеннолетних города.
В рамках профильной смены был реализован ряд комплексных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи и поддержки подросткам, направленный на формирование у них активной антинаркотической жизненной позиции.
У подростков, участников смены, отмечалась положительная динамика психоэмоционального состояния, положительная динамика к изменению уровня самооценки, снижению уровня тревожности и деструктивной агрессивности, развитие конструктивной коммуникативной активности. Это подтверждено результатами проведенного диагностического исследования, анкетами, записями в «Книге отзывов».
Анализ реализации проекта показал, что предложенные формы и методы психологического сопровождения несовершеннолетних, участников профильных смен способствовали формированию активной антинаркотической позиции подростков, развитию эмоционального, волевого и мотивационного компонентов личности.