«Онтогенез профессионального самоопределения» (научно-исследовательский проект и монография)
Серия работ «Онтогенез профессионального самоопределения»:
- Научно-исследовательский проект «Формирование профессионального и личностного самоопределения на различных этапах онтогенеза».
- Монография «Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте».
Актуальность, научная и практическая значимость.
Формирование личности, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Однако, как показывает практика, данная задача не всегда успешно решается.
Одной из причин такой ситуации является недостаток педагогических технологий формирования успешного профессионального и личностного самоопределения, а также отсутствие у педагогов необходимых знаний и навыков.
Другой значимой причиной можно считать недооценку при формировании профессионального и личностного самоопределения ранних периодов возрастного развития, когда педагоги относят решение данной проблемы только к старшему школьному возрасту. Однако многие личностные характеристики, влияющие на успешность самоопределения, в старшем школьном возрасте уже сформированы. И тогда перед специалистами стоит задача не столько развития и воспитания, сколько коррекции значимых для успешного профессионального выбора личностных качеств старшеклассников.
Чем раньше начнётся личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.
Научная и теоретическая значимость проекта заключается в обосновании необходимости дифференцированного подхода к формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению субъектов образовательного процесса на разных этапах онтогенеза; в разработке концепции формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте.
Практическая значимость исследования определяется разработкой технологии формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению на разных этапах онтогенеза, которая может применяться педагогами и психологами образовательных учреждений в работе по активизации профессионального самоопределения детей разных возрастов с учётом общих закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей детей.
База экспериментальной работы:
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Йошкар-Олы;
- МОУ «Знаменская общеобразовательная средняя школа»;
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Йошкар-Олы;
- МДОУ «Детский сад №74 «Родничок» г.Йошкар-Олы;
- МДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Гнёздышко» г.Йошкар-Олы.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (май-август 2007г.)
Цель: обеспечение условий проведения эксперимента.
2 этап – основной (сентябрь 2007г. – май 2010г.)
Цель:работа по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте (дошкольном, младшем школьном, подростковом, старшем школьном возрасте).
3 этап – обобщающий (август 2010-январь 2011 г.)
Цель:обобщение полученных в ходе реализации проекта результатов эксперимента и определение направлений дальнейших исследований по обеспечению психологического сопровождения профессионального самоопределения на различных этапах онтогенеза.
Основные результаты и выводы:
- На этапе начальной диагностики были изучены психологические особенности детей, влияющие на успешность профессионального самоопределения. Многие изученные психологические особенности детей (во всех возрастных группах) имеют негативное психологическое содержание и требуют психологической коррекции с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей – участников исследования.
- В ходе проведённой коррекционной работы, как показала итоговая диагностика, произошла оптимизация основных психологических характеристик детей, влияющих на успешность профессионального и личностного самоопределения. Позитивные изменения наиболее выражены у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В меньшей степени позитивные тенденции проявились у старшеклассников.
- Основные научно-методические результаты:
- представление результатов НИП на городских, республиканских, региональных, российских и международных конференциях (31 конференция);
- публикация основных результатов исследования в научно-методических изданиях, в том числе в журналах ВАК (более 50 публикаций);
- издание 6 учебно-методических пособий, учебного пособия и монографии по теме проекта.
Содержание монографии
Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте. - Йошкар-Ола, 2010. – 356с.
Введение
Часть 1. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогический феномен.
1.1. Основные направления изучения профессионального самоопределения.
1.2. Подходы к определению сущности профессионального самоопределения.
1.3. Методологические основы психологического исследования проблемы профессионального самоопределения.
1.4. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения.
Часть 2. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению на разных этапах онтогенеза и в особой социальной ситуации развития.
2.1. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа его эффективности.
2.2. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению на разных этапах возрастного развития.
2.3. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития.
Часть 3. Методические рекомендации по подготовке к профессиональному самоопределению в детских возрастах.
3.1. Подготовка дошкольников к профессиональному самоопределению.
3.2. Подготовка младших школьников к профессиональному самоопределению.
3.3. Подготовка подростков к профессиональному самоопределению.
Арон Ирина Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогического менеджмента Марийского института образования. Сфера научных интересов: психология профессионального самоопределения на различных этапах онтогенеза и в особой социальной ситуации развития; психология профессионального здоровья.