Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Программа коррекции детско-родительских отношений "Секреты Песочной страны"» (методическое пособие)

Автор:

Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Основные задачи программы:
  • Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
  • Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
  • Помощь родителям в адекватном оценивании  уровня развития, проблем  ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;
  • Развитие мелкой и крупной моторики, накопление сенсорного опыта ребенка;
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
  • Развитие процессов саморегуляции.
Актуальность, научная и практическая значимость
Конец XX и начало XXIстолетия отмечены в России повышением интереса специалистов к проблемам современной семьи. Такое внимание объясняется не только профессиональной проблематикой, но и появлением значительных трудностей в развитии института семьи, в частности нарушением детско-родительских отношений. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, что ведет к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы (А.Адлер, А.И.Захаров, А.Е. Личко, В.В.Столин и др.).
 
Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима совместная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми.
 
На разных этапах оказания консультативной и проведении коррекционно-развивающей работы педагоги-психологи использовали различные методы и приемы. В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление работы, как песочная психотерапия (SandplayTherapy). Особой формой этой работы является игровая песочная терапия.
Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.
 
Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.
 
Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты,  продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. 
 
Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.
Основное содержание работы.
 
Программа «Секреты Песочной страны» создана для детей 6-10 лет  и их родителей. Она представляет собой детско-родительский тренинг с использованием игровой песочной терапии, который обеспечивает эмоционально-личностное развитие детей, приобретение коммуникативных навыков и создание гармоничных детско-родительских отношений.
 
Программа рассчитана на 8 совместных занятий детей с родителями. Длительность каждого занятия составляет 35 - 40 минут. 
 
Структура занятий  включает в себя:
• Вводную часть 
(где используются различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать родителю и  ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию).
• Основную часть 
(которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев. Специалист может предлагать здесь тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру.  В этой части решаются цели и задачи занятия).
• Заключительную часть
(предполагает вербализацию чувственного опыта ребенка и родителя, рефлексию и подведение итогов).
  
Программа составлена для работы с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
 
Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с использованием песочной терапии в коррекции детско-родительских отношений.
 
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, однако на сегодняшний день наблюдается недоработанность Российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) что создает, с одной стороны, немало трудностей для  ее использования, с другой стороны, каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска. Таким образом, данная программа коррекции детско-родительских отношений «Секреты Песочной страны» является новаторской.
 
Данная программа апробировалась в ГБОУ СОШ №958 в работе с детьми младшего школьного возраста и их родителями в течении 3-х лет, а также в детском психологическом центре «Пчёлка» с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет) и их родителями в течение 2-х лет. 
 
Список использованной литературы:
  1. Алан Дж. Ландшафт детской души/ Пер.с англ. СПб.; Минск, 1997.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.
  4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. М., 2001.
  5. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2005.
  6. Практика по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.
  7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. 
  8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия/ Пер. с англ. СПб., 2001.
  9. Юнг К.Г. Символическая жизнь. М.: Когнитив-Центр, 2003.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе