Актуальность проблемы
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Существуют стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, и причинами их явились:
-
недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
-
наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
-
низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Для эффективного решения задач социального, профессионального самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда была создана Очно-Заочная Психолого-Педагогическая Школа (ОЗППШ). Реализация программ ОЗППШ по социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи позволяет оказывать помощь в личностной и социально-профессиональной ориентации, в формировании психологической установки на активный и самостоятельный поиск работы, в составлении профессионального резюме, отработке навыков самопрезентации.
Отличительной чертой ОЗППШ стало активное участие в ней старшеклассников района, воспитанников Детского дома, озабоченных проблемами выбора профессии.
Таким образом, своевременные мероприятия по социально-профессиональной адаптации позволяют избежать многих проблем, связанных с поиском работы и дальнейшим трудоустройством молодежи.
Структура ОЗППШ
Структура ОЗППШ состоит их трех этапов:
-
эмоционально-мотивационный,
-
созидающий,
-
творческий.
Формирование сознательного отношения к педагогической деятельности – это процесс длительный, требует создания условий для адаптации, самореализации личности школьника и оказания помощи в осознанном самоопределении относительно выбора педагогической профессии.
Отрицательных результатов и негативных последствий при ведении эксперимента не ожидалось, зато положительные предусматривались:
-
развить стойкий интерес к педагогической деятельности;
-
выработать умения коммуникативных навыков, умения высказывать и отстаивать своё мнение;
-
проявлять эмпатию по отношению друг к другу.
В работе коллектив строго следовал трём принципам:
-
все дети талантливы от природы, задача педагогов создать условия для самоопределения будущей профессии;
-
в организации работы с детьми необходимо учитывать природу ребёнка, не ломать её, а создавать развивающее пространство с учётом интересов, потребностей и способностей личности;
-
педагог - творец образовательного процесса, а ребёнок субъект совместной деятельности, и тот и другой имеет право на самоопределение.
Старшеклассник приходит в ОЗППШ в подростковом возрасте (14 лет) на первую ступень обучения. На этом этапе в школе психологи и педагоги отслеживают развитие ребёнка и аккуратно направляют его сообразно его педагогическим склонностям.
На второй ступени в десятом классе в ОЗППШ перед каждым учащимся открывается более широкий спектр образовательных услуг, пройдя которые подросток выходит на третью ступень ОЗППШ.
На основе данной модели деятельности школы педагогический коллектив разработал модель процесса выявления и развития педагогических способностей ребёнка.
-
Первый этап «Эмоционально-мотивационный», который содержит в себе выявление мотивов подростков к педагогической деятельности, с помощью диагностического обследования и стороннего наблюдения за учащимся, создание положительно-эмоциональной среды на занятиях у педагогов школы.
-
Второй этап «Созидающий» - на данном этапе происходит накопление знаний о профессии, о себе, о взаимодействии с другими.
-
Третий этап « Творческий» - на этом этапе старшеклассники участвуют в коллективных творческих делах, защищают проекты, созданные в процессе обучения.
На уроках педагогики и психологии преподаватели используют следующие формы и методы преподавания: игровые техники, тренинговые упражнения, лекции, беседы, аутотренинг, диспуты.
Работа ОЗППШ организуется по плану:
-
проведение осенней сессии в ноябре;
-
проведение зимней сессии в январе (заочная форма проведения);
-
проведение весенней сессии в марте;
-
проведение летней (выездной) сессии в июне-июле.
Интересной формой работы является выездная летняя сессия, которая проходила на базе школы № 29 в п. Сулук Верхнебуреинского района.
Результаты
Итогом работы летней сессии ОЗППШ явилась 100% динамика развития коммуникативных способностей (70% старшеклассников при поступлении не были знакомы друг с другом). Все учащиеся сессии изъявили желание продолжать обучение в ОЗППШ в дальнейшем. Выпускники ОЗППШ продолжают обучение в педагогических вузах, работают учителями, психологами, педагогами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях района, края.