«Самооценка спортсмена: путь к победе» (монография)
Организация: ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России
Актуальность
На сегодняшний день одной из важнейших задач спортивной психологии является выявление и описание психологических детерминант, обусловливающих успешность спортсмена, особенно это значимо в спорте высших достижений. В монографии рассматриваются научные и практические аспекты изучения психологических причин и условий успешности выступления спортсменов на соревнованиях высокого ранга, а также факторы риска, оказывающие неблагоприятное влияние на деятельность спортсмена. Нами была предпринята попытка разработать научно обоснованную модель успешности выступления спортсмена на основе самооценки и уровня притязаний во взаимосвязи с мотивационными и индивидуально-психологическими особенностями спортсменов высокой квалификации, учитывая при этом важность практических вопросов, связанных с формированием и воспитанием личности спортсмена и поиском путей повышения эффективности спортивной деятельности.
Новизна
В работе выявлены общие закономерности взаимосвязи самооценки, притязаний с успешностью выступлений спортсменов, найдена индивидуально-психологическая специфика взаимосвязи указанных конструктов, разработаны типологии дивергенции (т.е. меры сопряженности и рассогласования самооценки и притязаний). Эмпирически на этой основе были созданы психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов.
Проведенное исследование дополняет понимание структуры самооценки и притязаний, которые имеют смысловые связи, определяющие регуляцию самой деятельности спортсмена. Нам удалось выделить важные характеристики рассогласования описанных конструктов, обладающих различной структурой при оценке себя и обосновании уровня их выраженности.
Научная и практическая значимость проекта
В монографии были учтены современные тенденции развития спортивной психологии:
- Успешность деятельности во взаимосвязи с личностными характеристиками.
- Индивидуально-психологические особенности личности во взаимосвязи с самооценкой и уровнем притязаний спортсменов.
- Взаимосвязь успешности деятельности с особенностями самооценки и уровня притязаний.
- Проблема детерминант рассогласования уровня самооценки и уровня притязаний в спортивной психологии.
В процессе выполнения проекта были разработаны две трехфакторные модели успешности выступления спортсменов, учитывающие вышеперечисленные тенденции: первая модель успешности (условно мы назвали их тип «Чемпионы») — это модель, обеспечивающая эффективность функционирования личности в спортивной деятельности. Вторая модель успешности (условно мы назвали их тип «Побежденные») — это модель, не обеспечивающая эффективность функционирования личности в спортивной деятельности. При этом эффективность функционирования личности в спортивной деятельности рассматривалась в сформированности, наряду с физическими, психологических особенностей личности спортсмена, а успешность определялась не просто наличными результатами в определенный период, но и потенциалом продуктивного роста результатов, предусматривающих перспективу перехода на более высокий уровень.
Аудитория, на которую рассчитан проект: психологи (спортивные психологи, преподаватели психологии, практикующие психологи, педагоги), студенты различных гуманитарных специальностей, магистры, аспиранты. Тренеры и специалисты: спортивные тренеры, специалисты, работающие со спортсменами.
Основное содержание работы (этапы)
1 этап. Теоретико-методологический анализ проблемы подходов к изучению проблемы самооценки и уровня притязаний в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрение значимых характеристик самооценки и уровня притязаний; обсуждение проблемы успешности деятельности во взаимосвязи с личностными характеристиками в спортивной психологии; разработка подходов к проблеме детерминант дивергенции (рассогласования уровня самооценки и уровня притязаний) в спортивной психологии.
2 этап. Подбор комплекса методов диагностики, создание и экспериментальное изучение психологических моделей успешности выступления высококвалифицированных спортсменов. Подготовка публикаций, проведение практико-ориентированных семинаров по данной тематике.
3 этап. Разработка практических рекомендаций по работе с выявленными группами спортсменов на основе полученных моделей и типовых комбинаций. Проведение мастер-классов, подготовка к изданию статей и монографии.
Результаты и выводы
Настоящее исследование позволило получить новые сведения об индивидуально-психологических особенностях личности, способствующих проявлению успешности выступлений спортсменов. А также, полученные результаты позволяют оценить самооценку и притязания как психологические ресурсы, определить вектор индивидуально-личностного роста спортсмена, создать условия для коррекции применяемых методов по формированию оптимальных самооценок и притязаний спортсменов — важных регуляторов поведения личности.
Особенно важным аспектом, описанным в монографии, является выявленный комплекс, препятствующий спортсмену максимально реализовать свои возможности и достичь успеха. Данный комплекс обозначен в научной литературе как «диссоциативный комплекс параметров отдельных психических образований “триада риска”». Своевременный анализ «триады» позволяет быстро обнаруживать «узкие места» и скрытые ошибки в структуре психологической подготовки спортсмена и скорректировать параметры самооценки и уровня притязаний еще до их негативного проявления в спортивной деятельности, таким образом предотвратить вероятность неблагоприятных изменений и необратимых последствий в жизни спортсмена.
Результаты выполненного проекта представлены публикациями в зарубежных и отечественных изданиях:
- Сохликова В.А., Романина Е.В. Баранова В.А. Психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов на основе самооценки и уровня притязания как инструмент оптимизации процесса спортивной деятельности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2019. №1. С. 218–220.
- Sokhlikova V.A., Romanina E.V. Divergence of the self-assessment and level of aspirations as important variable of the successful performance at competitions // Sport psychologist. 2018. № 4 (51). Р. 8–12.
- Sokhlikova V. A., Research of models of sports success based on the identified variants of relationship of constructions of self-assessment and level of aspirations. // Current issues of sports psychology and pedagogy. Vol. 1, № 1–2 (2021), P.71-77.
- «Самооценка спортсмена: путь к победе» // «Психологическая газета»
- Статья в журнале «Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики» Том 1, № 1–2 (2021)
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте