Номинация «Книга года по психологии» по итогам 2020 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Сепарация взрослеющих детей: свобода для или от?» (монография)

Авторы:

  • Маленова Арина Юрьевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" (Омск)

  • Потапова Юлия Викторовна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук педиатрического факультета, ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" (Омск)

Организация: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Процесс и результат отделения от семейной системы затрагивает многие сферы жизни человека, закрепляясь в опыте личности как необходимый атрибут взросления, становления автономии и суверенности. Интерес к этому феномену в настоящее время во многом обусловлен неравномерностью социального развития молодежи, ее инфантилизацией, расширенным детством, отложенными задачами взрослого развития. Вместе с тем, несмотря на сформированную потребность в практической работе с членами семьи, утрачивающими часть эмоциональной близости в ситуации нормативного кризиса расставания, наблюдается недостаточное число комплексных исследований сепарации, как и оптимального методического инструментария.

Основная идея монографии направлена на установление социокультурных, ситуационных, диспозиционных, регулятивных предикторов оценки и копинг-поведения членов семьи в ситуации сепарации взрослеющих детей. С позиции авторов, сепарация от родителей – процесс постепенного укрепления независимости подрастающего поколения от своей семьи в разных сферах жизнедеятельности, имеющий важное значение для формирования предпосылок к развитию личностной зрелости в юношеском возрасте, который у большинства современных молодых людей совпадает с периодом студенчества.

Это трудная ситуация, объективно проявляющаяся во внешнем (физическом, территориальном, материальном, бытовом) отделении молодого человека от родителей, внутренняя (эмоциональная и когнитивная) репрезентация которой определяет выбор соответствующих стратегий совладания. Сепарация качественно перестраивает всю семейную систему, сильно сказываясь на эмоциональном самочувствии и поведении детей и их родителей, особенно матерей.

Первая глава монографии посвящена теоретическому анализу понятия «сепарация», истории и подходам к его изучению, значению в жизни человека через призму зрелости личности, изменение системы семейных отношений, преодоление нормативных кризисов. Произведен анализ сепарации как сложной жизненной ситуации, требующей совладания на этапе взросления, разработана структура и выделены потенциальные предикторы оценки и копинг-поведения членов семьи. Вторая глава раскрывает особенности отношения матерей к ситуации расставания с взрослеющими сыновьями и дочерьми через обобщение семейно-средовых факторов, влияющих на оценку и копинг-поведение женщин. В третьей главе приводится анализ особенностей, факторов и предикторов эмоциональной и когнитивной оценки, а также совладающего поведения студентов, его стилей в ситуации отделения от родителей, производится сравнительный анализ реакций матерей и детей на ситуацию сепарации.

В Приложениях представлен диагностический комплекс, используемый для изучения сепарации, включающий и авторские методики. Книга будет полезна психологам (исследователям и практикам), педагогам, родителям, преподавателям, студентам. Результаты исследования могут выступать основой для разработки тренинговых и коррекционно-развивающих программ при работе со всеми членами семьи в ситуации сепарации.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Книга года по психологии» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе