Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов в период соревновательной деятельности: методические рекомендации» (учебное пособие)

Автор:

  • Уляева Лира Гаязовна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, президент Ассоциации спортивных психологов, Москвский государственный университет спорта и туризма, Ассоциация спортивных психологов (Москва)

Организация: ГБУ "МГФСО" Москомспорта, НКО Ассоциация спортивных психологов

Актуальность, новизна, значимость проекта

В психологическом контексте современный спорт высоких и высших достижений и для тренера, и для спортсмена – это «преодоление себя», поиск потенциала и раскрытие ресурсов для успешной самореализации в спортивной деятельности. Готовность спортсмена к демонстрации высоких достижений является результатом многолетней и комплексной подготовки. Максимальная реализация физических, технических и тактических способностей возможна только при достаточном уровне психологической готовности спортсмена, а усилия многих специалистов – тренеров, психологов, врачей, менеджеров – должны быть направлены на создание условий для формирования у спортсмена нужного психического состояния. Решение этой задачи усложняется многокомпонентностью, краткой продолжительностью их оптимального сочетания, взаимовлиянием и высокой чувствительностью к внешним и внутренним факторам. Гибкость, подвижность и адаптивность нашей психики к условиям жизнедеятельности является важным достижением эволюции, но для подготовки к спортивному соревнованию эти особенности становятся препятствием, которое обуславливает необходимость систематического контроля и коррекции психического состояния спортсмена.

Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов в период соревновательной деятельности, направленная на достижение и поддержание у спортсменов «оптимального боевого состояния» (по А.В. Алексееву), предполагает целенаправленное воздействие на психическое состояние спортсмена в целом и на его отдельные составляющие. В качестве основных компонентов выделены базовый, когнитивный, мотивационный, эмоциональный и волевой, каждый из которых может быть на одном из трех уровней реализации: низком, оптимальном и завышенном. По степени выраженности в деятельности спортсмена указанных компонентов и определяется общий уровень психологической готовности, а также направленность коррекционных мероприятий. Успешность занятий в конкретном виде спорта связана с сочетанием определенных свойств личности. Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований.

Основное содержание работы 

В книге представлена комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов на этапе подготовки к соревнованиям и на послесоревновательном этапе, подобранная и составленная в форме методических рекомендаций. 

Особое внимание уделено теоретико-методическому обоснованию рекомендаций по использованию методики и проведению комплексной диагностики, включающей карты наблюдения и экспертной оценки, анкеты, опросники. 

Разработка методических рекомендаций осуществлялась по следующим направлениям:

  • рекомендации по созданию диагностического инструментария;
  • рекомендации по диагностике компонента;
  • рекомендации спортсмену (тренеру) по формированию компонента;
  • рекомендации по использованию заданий (упражнений) по формированию компонента;
  • рекомендации по преодолению возможных трудностей, возникающих в тренировочной и соревновательной деятельности.

Разработанные рекомендации целесообразно включать во все этапы подготовки спортсменов. Они могут быть предназначены для всех участников учебно-тренировочного процесса, предусматривают различное содержание и направленность и могут выступать практическим руководством как для психолога, тренера, так и для самого спортсмена.

Результаты, выводы 

Большой объем накопленных экспериментальных данных и развитие новых технологий психологической подготовки привели к необходимости деятельности психолога в тренировочном и соревновательном процессе как самостоятельного специалиста, органично дополняющего тренерский коллектив.

При разработке научных основ повышения психологической готовности спортсменов большое внимание должно уделяться учету специфики психологического сопровождения спортсменов в различных видах спорта. 

Психологическое сопровождение (системное участие психолога в тренировочном и соревновательном процессе) позволяет максимально полно раскрыть творческий потенциал, индивидуализировать коррекционные воздействия и тренинговые технологии. В процессе поиска решения нестандартных задач, которые в изобилии возникают в подготовке спортсмена, создаются необходимые условия для формирования личности спортсмена.

Для повышения эффективности и надежности соревновательной деятельности спортсмена, наиболее полной реализации его потенциальных возможностей необходима организация системы психологического сопровождения. В ней большое внимание уделяется системе психотерапевтических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов психических качеств и состояний, необходимых для наилучшей подготовки к соревнованиям и успешного выступления на них. Психика обретает системные качества, и большое значение имеет отношение спортсмена ко всем видам подготовки, значимость каждого компонента для достижения наивысшего спортивного результата. «Мы растим чемпионов!»

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе