«Шаг к общению» (программа развития навыков общения у детей с нарушением зрения 3-7 лет)
«Шаг к общению» - Программа развития навыков общения у детей с нарушением зрения 3-7 лет.
Проблемы формирования личности, с ограниченными возможностями здоровья, неотделимы от вопросов социально-психологической реабилитации и адаптации. Социально-психологическую реабилитацию необходимо рассматривать, как систему мероприятий направленных на восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения личности - это реабилитация, которая осуществляется психологическими средствами и методами.
Одной из специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями зрения, является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей с нарушением зрения в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образов окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т.д.).
Результаты адаптации выпускников специализированных дошкольных учреждений, предоставленные школьными психологами, подтверждают проблемы связанные с адаптацией детей с нарушением зрения в школьном коллективе. Прежде всего - это слабое владение основными средствами общения, которые являются доступными нормально видящим детям. Дети неадекватно реагируют на различные ситуации взаимодействия, и неправильно их оценивают, что приводит к прекращению контактов между детьми или малой их продолжительности. Часто это является причиной тяжелой адаптации и дезадаптации детей с нарушением зрения в начальном звене школы, как правило, такие дети попадают в число «отверженных» и «изолированных» детей.
Таким образом, отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности. В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является разработка программ, направленных на развитие навыков общения у детей с нарушением зрения.
Представленная программа «Шаг к общению» - это обращение к внутреннему миру ребенка. Это программа, позволяющая с помощью упражнений, игр и игровых ситуаций, сформировать основные навыки коммуникативной деятельности, научиться пользоваться ими, воспринимать и передавать эмоции и прежде всего усвоить новые образцы творческого поведения в социуме. В работе с дошкольниками с нарушением зрения особое внимание уделяется обучению, тем общепринятым нормам поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки, способствующие благоприятной социализации.
Цель программы: Развитие навыков общения у детей с нарушением зрения для обеспечения успешной социализации.
Задачи:
1. Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
2. Развитие высших психических функций.
3. Развитие эмоционально- волевой сферы.
4. Развитие коммуникативных качеств и потребности в общении.
Программа предназначена для воспитателей и специалистов, общеобразовательных и коррекционных дошкольных учреждений, студентам педагогических вузов, родителям, воспитывающих детей с проблемами социализирующего характера.
Аудитория: дошкольники с нарушением зрения от 3 до 7 лет.
Программа включает:
1. Методические рекомендации по реализации программы.
2. Основные и коррекционные задачи.
3. Офтальмогигиенические рекомендации (позволят учесть требования в работе с детьми с нарушенным зрением).
4. Требования к наглядному материалу (позволят обеспечить адекватность восприятия наглядного материала детьми).
5. Тематический план по 4 возрастным группам.
6. Содержание программы и основные показатели усвоения.
7. Диагностический комплекс.
8. Аналитический материал и ожидаемые результаты
9. Практический блок:
- Игры и упражнения на развитие навыков общения - 106;
- Упражнения дыхательной гимнастики - 22;
- Упражнения для развития зрительных функций- 14;
- Релаксационные упражнения - 12.10. Литература и информация сети ИНТЕРНЕТ.
Этапы программы.
1 этап - снятие напряжения мышц или повышение их тонуса;
2 этап - знакомство с мимикой, жестами и позами;
3 этап - обучение выразительным движениям лица и тела, вербализация деятельности, развитие эмпатии;
4 этап - включение неречевых и речевых средств общения в этюды и игры, развитие рефлексии;
5 этап - включение средств общения в повседневную деятельность.
Выводы:
1. Учитывая особенности психического развития детей с нарушением зрения и особенно недостатки в развитии навыков общения, включение в работу с детьми данной программы имеет большое значение в рамках работы по социально-психологической реабилитации.
2. Содержание работы по программе дает возможность сформировать коммуникативные навыки, которые позволят детям с нарушением зрения успешно адаптироваться в школьном коллективе и стать социализированной личностью.
3. Благодаря программе педагоги используют методику направленного характера и делают процесс формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения целенаправленным, системным и эффективным, отслеживая усвоение программы детьми и прогнозируя динамику развития каждого ребенка.
4. Родители получили возможность самостоятельно развивать социально-адаптивные навыки у своего ребенка с помощью игр и упражнений, что позволило снять родительскую тревожность, связанную с адаптацией ребенка в обществе.
5. Программа эффективна, так как позволяет сформировать необходимые навыки коммуникации у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте. За 1999-2004г. снизился процент дезадаптации и тяжелой степени адаптации у выпускников детского сада.
6. Авторская программа является учебным пособием, позволяющим студентам педагогических вузов, освоить методику формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения.
Тюрлик И.В. - педагог-психолог, «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Светлячок», Карелия, г.Петрозаводск.