«Методика определения уровня креативного развития личности с помощью атрибутивности зрительного восприятия плоскостных изображений» (методическое пособие)
Актуальные проблемы современного сосуществования в мире мотивируют инновационную активность населения. Особое внимание уделяется идеям креативного развития личности. Так, по результатам глобального исследования канадского мозгового треста Martin Prosperity Institute, Россия входит в десятку лучших по числу исследований на душу населения, но лишь 28-м (из 82 стран) по числу патентов. В тройке креативных лидеров – Швеция, США, Финляндия. Креативная конкурентоспособность у отечественных исследователей обращена к новым формам, комплементарным заданным условиям.
Соглашаясь с тенденцией трактовать креативность как интегративное качество личности, не отрицаем мыслительного синтеза в обозначенном процессе. Опираясь на когнитивную теорию конструктов Дж.Келли, применяем функцию биполярности субъективной шкалы (индукция – дедукция) в формировании и выборе конструкта(ов) решения заданных ситуацией условий. По-разному строится понимание ситуации в условиях изменения её информационных характеристик, поэтому формируемые конструкты также будут различны. Важен навык формирования этих конструктов, образованных из ассоциативных образов конкретной личности.
Методологической основой исследования формирования зрительного образа восприятия стала концепция деятельностной природы восприятия. Согласно данному подходу восприятие изучается нами как осуществляющийся в микроинтервалах времени процесс субъективного чувственного отражения действительности в ее объективной целостности.
Известно, что в результате искусственно вызванных изменений в визуальной окружающей среде происходят радикальные изменения зрительного восприятия. С применением бинокулярного айтрекера показано, что в условиях 3D-феномена фокусировка глаз происходит за плоскостью расположения изображения, выведенного на монитор айтрекера. Исследования на бинокулярном айтрекере позволили разработать тест на выявление способности атрибутов 3D-феномена плоскостного изображения. Проведен мониторинг среди учащихся 8-11 классов (334 человек).
Задача - определить состояние зрительного восприятия учащихся по рельефному восприятию образов пилотных изображений. В процессе проведенных исследований обнаружена взаимосвязь результатов тестового опроса у обучающихся по исходным признакам (глубина, объемность, пространственная перспективность образов плоскостных изображений) с уровнем креативности, измеренным тестом Торренса. В ходе статистической обработки полученные данные были проверены с помощью корреляционного анализа Пирсона. Вычисления коэффициента корреляции Пирсона дали следующие результаты r=0,290 (p>0,05). На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что группа школьников, успешно прошедшая опрос по предлагаемому материалу видеоряда, показала следующие результаты по тесту Дж.Торренса (диагностика творческого мышления), определяющие уровень креативности по следующим ранжированным позициям: «отличный уровень» - 50% респондентов, «высокий уровень» - 30% респондентов, «выше нормы» - 17,5% и «норма» - 2,5% респондентов. Тем самым показатель наивысшего уровня креативности отмечен у 80% респондентов. Эти результаты подтверждают предположение о том, что творческие способности респондентов, обладающих особым рельефным восприятием, сформированы развитым дивергентным мышлением. Очевидно, что способности определяются сочетанием содержания целеполагания и того мыслительного процесса, который его осуществляет, опираясь на потенциал креативности. Для изучения 3D-феномена используется бинокулярный айтрекер, проводится регистрация Х-координат направления взора глаз, осуществляется построение гистограмм разности ΔX(Δt) = Х(Ra) –X(Le). Первые эксперименты по изучению моторики движения глаз по 3D-феномену были получены для одного испытуемого на айтрекере SMI HiSpeed Центра экспериментальной психологии МГППУ (бинокулярный режим, частота регистрации 500 Гц). В серии опросов с учащимися использовался портативный бинокулярный айтрекер «THEEYETRIBE (Development Kit)» (частота регистрации 60 Гц). Гистограммы позволяют выявить восприятие пространства на образах плоскостных изображений (ПИ). Достоверность восприятия глубины плоскостного изображения проверяется по 3D-растровым изображениям, полученным на основе тех же ПИ. Если контура гистограмм разности, полученные при восприятии 3D-феномена пересекаются с гистограммой разности от растрового изображения, то значит, испытуемый получает ощущение пространства на ПИ.
В процессе констатирующего эксперимента применялся бинокулярный айтрекер и проводилась регистрация направления взора правого и левого глаз человека при рассматривании изображений, выведенных на экран монитора айтрекера. Для обозначения уровня развития креативности мы сохранили статус «норма», «выше нормы» и «высокий уровень», который регистрировался гистограммами разности восприятия изображения.
Принципы зрительного восприятия (как получение и обработка визуальной информации) широко применяются в различных технических системах, исследованиях нейронных сетей мозга. Так в 2014 году Нобелевская премия по медицине и физиологии была присуждена трем ученым за открытие нейронов пространственного позиционирования. Полагают, что такая система GPS найдет широкое применение в создании роботов-андроидов нового поколения, использующих принципы работы головного мозга человека.
В настоящей работе предпринимается попытка выявить новые возможности инициации творческих способностей человека на основе активации зрительного восприятия. Предполагаемая система обучения развития способности воспринимать плоскостные изображения с трехмерными атрибутами, в результате которой приобретается навык ускоренного формирования конструктов, позволяющих решать задачи нестандартными способами, обретает ярко выраженную востребованность сегодня.