Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года» по итогам 2019 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем» (пособие для родителей)

Авторы:

Организация: БУ СО ВО "РЦ "Преодоление"

Сборник «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем» адресован родителям, воспитывающим детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Методическое пособие разработано специалистами БУ СО ВО «РЦ Преодоление» в 2018-2019 гг. в рамках реализации Комплекса мер Вологодской области по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).

Актуальность

Для полноценного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей.
Проблемы психического и физического развития ребенка отрицательно влияют на его дальнейшее развитие, вызывая трудности обучения в детском саду, а затем в школе, поэтому на родителей ложится большая ответственность за обучение, развитие и воспитание своего ребенка.
Часто при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья возникают эмоциональное напряжение, тревога, чувство вины, обиды и пр. Все это влияет на отношение к своим детям. Следовательно, родителям нужна своевременная психологическая помощь и поддержка. Когда в семье появляется особый ребенок, перед родителями возникает много вопросов: «Что делать?», «Как жить дальше?».
Необходимо выбрать конструктивный путь, который включает два основных направления: во-первых, необходимо обеспечить ребенка грамотным уходом, развитием, способствовать его социализации в обществе. Во-вторых, надо поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье, стремиться к нормализации жизни.

Новизна

Новизна заключается в создании пособия для родителей, воспитывающих особых детей. В пособии собраны рекомендации специалистов по развитию особого малыша, основанные на многолетнем опыте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также рекомендации психологов для родителей, воспитывающих детей данной категории.

Значимость

Уникальностью данного пособия является его практическая значимость для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. В каждой главе вы найдете небольшое теоретическое обоснование и конкретные рекомендации, что делать в данной ситуации или на данном этапе. Материал данного сборника может быть полезен не только родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, но и более широкой аудитории.

Результаты, выводы

Сборник состоит из двух частей «Занимаемся дома» и «Психологическая поддержка родителей».
Первая часть «Занимаемся дома» содержит рекомендации специалистов по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста в домашних условиях. Данные материалы будут полезны  родителям с самых первых дней воспитания малыша и в течение его первых лет жизни. В этой части сборника раскрыты общие закономерности создания развивающей среды дома и некоторые направления развития и идеи для занятий, которые родители могут взять на заметку для занятий со своими детьми: игры и упражнения на сенсорную стимуляцию, развитие зрительного и слухового восприятия, речевое развитие, развитие движений, развитие навыков самообслуживания и эмоциональное развитие малыша.

Вторая часть «Психологическая поддержка родителей» содержит рекомендации психологов для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные материалы будут полезны и в ситуации, когда ожидается появление ребенка с нарушениями в развитии, и в период, когда малыш родился, и в другие периоды жизни семьи с особым ребенком.  В пособии даются рекомендации родителям в период острого переживания появления «особого» малыша в семье, рассматриваются вопросы построения семейных взаимоотношений, а также такой феномен как эмоционально-психологическое выгорание родителей. Отдельная глава посвящена вопросам взаимодействия с «особым» ребенком.  

Составители: Пименкова О.М., Смелкова Н.В., Зайцева А.А.
Рецензент: Апуневич О.А., к.пс.наук, доцент кафедры психологии ФГОБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».
При составлении пособия частично использованы материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, размещенные в печатных изданиях и средствах массовой информации. Пособие распространяется бесплатно.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе