- Краевский Артём Витальевич
педагог-психолог, ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий" (Сыктывкар)
- Кирьянова Виктория Александровна
заведующий психолого-педагогическим отделением, ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий" (Сыктывкар)
Организация: -
Представляем к участию в ХХI Национальном конкурсе «Золота Психея» по итогам 2019 года авторские метафорические ассоциативные карты «Истории».
Авторские метафорические карты «Истории» обладают внушительным набором карт, 60 сюжетных картинок. Название и рисунки предполагают максимальную открытость инструкции, а значит расширяет поле проекции и пространство доступа в бессознательное. Карты прошли апробацию в Государственном Бюджетном Учреждении «Региональный центр развития социальных технологий», на группах и индивидуальных коррекционных занятиях с несовершеннолетними возрастом от 6 до 18 лет.
Авторские МАК «Истории» включают в себя 60 сюжетов, с различными ситуациями из жизни детей. На метафорических картах изображен один и тот же персонаж, который намеренно создан без акцентирования его пола и возраста. Таким образом, чтобы каждый ребенок мог идентифицировать себя с ним. Карты сделаны черно-белыми с целью минимизации влияния цвета на отношение детей к тому или иному событию. Стиль рисунка можно охарактеризовать как карикатурно-минималистичный, который является популярным в настоящее время среди детей и подростков, что повышает их вовлеченность в процесс работы с картами и интерес к ним.
Персонаж представлен в различным эмоциональных состояниях и житейских ситуациях, в которых ежедневно оказываются разные дети.
Например, есть карта с изображением двух людей, один из них держит кубик, а ребенок с грустным лицом, и после того как мы показали их детям, они дали разные варианты ответов:
- Взрослый отобрал у него игрушку, и мальчик плачет;
- Мальчик грустил, и папа дал ему подарок.
Карты сами по себе творческий продукт и применять их можно также творчески, выбирая тот способ работы, который индивидуально подходит клиенту или согласуется с поставленными задачами. Например, авторами описан опыт применения карт в методике Копперсмита «Семейное пространство» в рамках структурной модели работы с семьей.
На сегодняшний день, метафорические ассоциативные карты распространены среди профессионального сообщества, но очень мало карт, специализированно предназначенных для детей, в том числе детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. В наборе МАК «Истории» присутствуют различные тематические карты для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ (карта с больничной палатой, ребенок на инвалидном кресле, ребенок с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения).
«Семейное пространство» Копперсмита. Модифицированная методика с МАК «Истории»