«Развивающая диагностика в процессе индивидуализации сопровождения участников программ ВДЦ "Океан"» (методическое пособие)
Задачу организации и осуществления поддержки и сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении сегодня решает каждый думающий педагог и психолог. Не только потому, что это требование современных нормативных документов в сфере образования, но и потому, что взаимодействие с ребёнком в процессе накопления им особенного уникального познавательного опыта, самостоятельности, свободы саморазвития и ответственности ставит педагога-психолога в творческую авторскую позицию, вызывает чувство сопричастности взрослению, обогащает собственную личность. И если понимание процесса индивидуализации ребёнка, определение условий, необходимых для этого, современной практикой представлено, то с инструментарием, позволяющим не только фиксировать отдельные характеристики и изменения во внутреннем мире ребёнка, но и раскрывать саму суть ситуации развития ребенка, осознанности принятия решений по изменению себя, возникают большие трудности.
Особенности ФГБОУ ВДЦ «Океан» как нетипового образовательного учреждения, в котором ребенок погружен в образовательный процесс в течение 21 дня, побудили нас к созданию диагностических инструментов (рефлексивных и развивающими дневников участников образовательных программ, карт развития), которые могут быть полезны не только педагогам и психологам детских образовательных лагерей, но и коллегам общеобразовательных учреждений, организациям дополнительного образования детей.
Пособие содержит описание системы работы отдела психолого-педагогического сопровождения Всероссийского детского центра «Океан», практику сопровождения развития участников образовательных программ Центра, описание механизма индивидуализации, методических приёмов для создания конкретного инструментария (рефлексивных заданий, карт и листов достижений, индивидуальных маршрутов развития, дневников развития и др.), позволяющего ребёнку и сопровождающему взрослому не только фиксировать и видеть значимые изменения, но и управлять развитием неповторимой личности взрослеющего человека. Пособие содержит примеры развивающих навигаторов, с которыми ребенок работает в течение образовательной программы смены.
Представленный в пособии опыт дал необычный эффект: сами дети - участники образовательных программ, заинтересовавшись развивающими навигаторами, становятся авторами страничек, подсказывают идеи, иллюстрируют и даже создают похожие дневники для своих одноклассников.