«IV Научно-практическая конференция "Личностный и компетентностный подход в профилактике депрессивных и суицидальных состояний детей и подростков"» (4 декабря 2019 года, Кунгур)
Актуальность
События бывают разными: одни имеют значимость в масштабе планеты, страны, региона, большого профессионального сообщества, другие важны и значимы в определенное время для конкретных людей.
В Пермском крае сложилась тревожная ситуация, связанная с суицидами. Наш маленький город не исключение на большой карте Прикамья; ситуация усугубляется малой численностью населения, низким доходом горожан, отсутствием полноценной инфраструктуры, социокультурного пространства, высокой криминогенностью по причине нескольких колоний на территории города. Статистика неумолима, только за период с сентября по декабрь 2019 года 3 подростка добровольно расстались с жизнью. У каждого специалиста, работающего в образовании города, есть своя «группа риска», с которой проводится работа в данном направлении. Опыт психологов разнообразен; чтобы заниматься профилактикой, важно делиться им с другими специалистами, учителями и субъектами профилактики.
4 декабря 2019 года в Кунгуре в лицее № 1 состоялась IV краевая научно-практическая конференция «Личностный и компетентностный подход в профилактике депрессивных и суицидальных состояний детей и подростков». Проект разработан Ассоциацией психологов города Кунгура и Кунгурского района при поддержке Краевого ресурсного центра Пермского края по профилактике противоправного поведения и сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Пермской краевой общественной организации «Ассоциация медиаторов Пермского края», Управления образования администрации г.Кунгура Пермского края.
Задачи проекта
- Обобщить опыт и представить практические наработки специалистов города и края в области профилактики депрессивных и суицидальных состояний детей и подростков.
- Создать методическую базу для работы в данном направлении.
- Объединить усилия всех участников образовательного процесса по решению вопросов профилактики депрессивных и суицидальных состояний.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2019 года).
- Проведение конференции и конкурсов (4.12.2019 года).
- Итоговый (декабрь 2019 года).
В проекте приняли участие более 150 специалистов Пермского края – психологи, социальные педагоги, учителя, специалисты служб и ведомств, также родители, 76 обучающихся.
Три части конференции объединили пленарные выступления по актуальным вопросам и проблемам, связанным с подростковыми суицидами и депрессиями, открытые уроки, направленные на профилактику депрессивных состояний, и мастер-классы.
Темы пленарных выступлений затрагивали вопросы скрытых депрессивных состояний, работы с эмоциональными состояниями подростка через формирование критического мышления, анализа доступного подросткового и детского контента. Психолог У.С.Дмитриева в докладе «Остров детской боли (о депрессии – невидимке)» проанализировала согласно возрастной периодизации причины и симптомы депрессивных состояний, рассказала о способах решения возникающих проблем на разных возрастных этапах. Учитель-филолог Т.М. Расторгуева продемонстрировала опыт работы с тексами подросткового кумира Билли Айлиш, показала, как отражаются детские эмоции при анализе содержания песен. Психологи Ю.Н.Бабина и О.В.Торсунова в своих выступлениях говорили о влиянии медиапространства на психику детей и подростков, о формировании иммунитета к опасному контенту и развитии критического мышления. Н.Г.Шамурина провела и проанализировала с присутствующими проективную методику «Не дай человеку упасть».
Во второй части конференции прошли демонстрационные занятия и уроки психологов с детьми и подростками. Ю.И.Шарова с десятиклассниками на уроке «Время жизни» вели диалог о позитивных моментах жизни, как хранить их и беречь в своем сознании. Е.И.Ванюкова с детьми подготовительной группы детского сада на занятии «Я верю в себя» говорили об успехе и его достижении, о том, как преодолевать трудности и свои страхи. Ю.Н. Бабина с восьмиклассниками строили мосты из «тупика» через пропасть, искали выход на примере анализа х/ф «Цирк бабочек». Завершили эту часть программы Е.С.Вотинова и Е.И.Кочергина психологическим «Танцевальным батлом» с семиклассниками, с помощью танце - двигательной технологии сняв напряжение.
В рамках мастер-классов рассматривались методы и приемы профилактики депрессивных и суицидальных состояний участников образовательного пространства. О.В.Фурина и Т.В. Елтышева на мастер-классе «Техники психологической безопасности в педагогическом общении» продемонстрировали эффективные упражнения для снятия эмоционального напряжения, повышения уверенности в себе, оказания поддержки, которые могут использовать педагоги в своей деятельности. На дискуссионной площадке «КИБЕРпространство: проблемы и возможности» О.В. Торсунова вместе с участниками выявили проблемные зоны в виртуальном пространстве, в котором «живут» подростки, рассмотрели стратегии формирования культуры и безопасности поведения в Интернте. Мастерская «Все в жизни можно исправить, пока ты жив!», проведенная Н.Н.Акатьевой, раскрыла возможность использования медиативных технологий в работе с родителями по профилактике суицида. Мини-практикумы А.А.Араповой " Изучение копинг- поведения подростков с помощью проектного метода "Мой дракон" и У.С.Дмитриевой «Работа с ошибкой как способ профилактики эмоционального истощения» были направлены на демонстрацию технологий работы с детским поведением с помощью арт-методов и методов когнитивного анализа. Мастер-класс "Я должен... Я хочу", проведенный психологами ДОУ Ю.В. Краль и К.Р.Работкиной, был посвящен позиции долженствования, с которой можно работать с помощью методов телесно-двигательной терапии.
В процессе конференции проходили два интерактивных конкурса «Улыбка лидера» и «Демотиватор». В первом интерактиве участники по улыбке на закрытой фотографии узнавали известного человека и пришли к выводу: если лидеры будут чаще улыбаться, то наша жизнь станет позитивнее и приятнее. Во втором конкурсе к предложенным организаторами фотографиям участники подбирали позитивные слоганы. Такая работа, активизирующая критическое мышление и креативные способности, вызвала большой интерес у участников.
В рамках конференции было реализовано два подпроекта.
Первый межрегиональный подпроект – профессиональный конкурс методических материалов «? - ПРОФИЛАКТИКА – 2019», состоящий из двух номинаций «Профессиональный помощник» (информационный раздаточный материал - буклет, памятка, брошюра, стендовая информация, листовка, плакат) и «Медиаконтент в работе специалиста» (описание работы с фрагментом видео, нарезкой видеоматериала, роликом). Авторы проекта педагоги-психологи – Ю.Н.Бабина, Е.А.Фролова. На конкурс были представлены 19 работ. Эксперты проекта были из разных регионов – Пермского края, республики Бурятия, Краснодарского края – педагоги-психологи, учителя, заместители директоров по воспитательной работе. Таким образом, была создана методическая копилка для работы в направлении профилактики суицидального поведения.
Второй подпроект «Время выбрало нас» в течение всей конференции реализовывали десятиклассники МАОУ СОШ № 21 г.Кунгура из детского объединения «Поколение «NEXT» под руководством В.А.Шавыриной. Подростки встречали гостей в зоне приветствия, создавая позитивное настроение, устроив фотосессию с хэштегами, брали интервью у участников конференции. Эти «позитивчики» они представили на завершении конференции. Агитбригада и зажигательный танцевальный флэшмоб от «Поколения NEXT» зарядили участников хорошим настроением, а также показали, что есть среди подростков увлеченные, активные ребята-волонтеры, которые видят цели и перспективы, готовы оказывать поддержку и взрослым и сверстникам.
Результаты
Итогами проекта стало:
- Ежегодное традиционное профессиональное событие, которое посещает более двухсот человек в течение 4 лет.
- Повышение статуса психологического сообщества Кунгура и Кунгурского района.
- Создание методической базы материалов по профилактике депрессивных и суицидальных состояний: конспекты, презентации, буклеты, медиаконтент.
- Реализация и обобщение опыта психологов Кунгура и Кунгурского района.
- Выстраивание партнёрских отношений со специалистами смежных профессий – социальными педагогами, воспитателями, учителями, методистами.
- Широкий охват и демонстрация разнообразных форм работы специалистов.
- Создание условий для повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах профилактики депрессивных и суицидальных состояний.
- Представление проекта для широкой общественности.
- Арапова А.А. Изучение копинг-поведения подростков с помощью метода "Мой Дракон" pdf, 1.08 Мб
- Ванюкова Е.И. Занятие "Я верю в себя" pdf, 862 Кб
- Дмитриева У.С. "Остров детской боли" pdf, 1014. Кб
- Краль Ю.В. "Я должен..." pdf, 1.43 Мб
- Овчинникова С.Г. "Демотиватор" pdf, 1.01 Мб
- Положение о конкурсе ПСИ-Профилактика 2019 pdf, 226.4 Кб
- Программа IV конференции pdf, 343.7 Кб
- Сертификаты творческой группы pdf, 527.1 Кб
- Торсунова О.В. "Влияние КИБЕРпространства на эмоциональное состояние подростка" pdf, 2.45 Мб
- Торсунова О.В. "Влияние КИБЕРпространства на эмоциональное состояние подростка". Пленарный доклад pdf, 768.6 Кб
- Торсунова О.В. "Дискуссионная площадка «КИБЕРпространство: проблемы и возможности»" pdf, 1.01 Мб
- Торсунова О.В. "Киберпространство: проблемы и возможности" pdf, 2.32 Мб
- Шарова Ю.И. "Время жизни" pdf, 921.0 Кб
- Эксперты конкурса pdf, 889.2 Кб
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте