Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психологическое просвещение» (учебно-методическое пособие)

Автор:

  • Чупров Леонид Федорович

    кандидат психологических наук, главный редактор и учредитель, научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск), (Черногорск)

Проект «Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение (учебно-методическое пособие)» является переработанным и дополненным вариантом ранее опубликованного электронного издания: «Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. - М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. л. [Эл. ресурс] http://www.oim.ru/reader@whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=379.asp . – Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html - «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» [Эл. ресурс] http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_qstr=Чупров Л.Ф.&p_rid=53902».

Актуальность
Любая практическая деятельность, и психологическая не исключение, осуществляется не только благодаря уровню, накопленного арсенала теоретических знаний и инструментальных средств, позволяющему использование психологии для практической деятельности, но и в определенных, внешних по отношению к ресурсно-теоретическому обеспечению, условиях. Именно внешние условия позволяют или затрудняют использования внутренних ресурсов и определяют эффективность их применения, в данном случае в психологической практике. Именно психологическая культура потребителя психологических услуг определяет то, что будет востребовано и эффективно использовано. И специалист, подобно сеятелю, собирающемуся пожинать обильный урожай, должен подготавливать «поле» своей деятельности, а не раскидывать злаки в неподготовленную почву.

Социальная, научная и практическая значимость, значение для развития психологии
При всем обилии средств теоретико-инструментального обеспечения отечественная психология презрела камень, который необходимо было класть во главу угла. Именно этим камнем и должно стать в ближайшее время психологическое просвещение. Будущее не за психологией манипулятивно-диагностической, а за психологией профилактической.

Цели
Разработка теоретико-практических основ психологического просвещения и обобщение опыта черногорских психологов.
Аудитория, на которую рассчитан проект – это практикующие психологи, студенты и преподаватели психологических дисциплин, педагоги, медицинские работники.

Основное содержание работы (или ее этапы)
В пособии рассматривается система психологического просвещения как одного из составных частей психопрофилактической работы психолога. Анализируются теоретические подходы к психологической профилактике и психологическому просвещению, рассмотрен опыт психологического просвещения в разных типах образовательных учреждений, СМИ, Интернете, в работе с учащимися и их родителями, в частности, обобщен «Опыт публицистических выступлений черногорских психологов».

Содержание:
Предисловие.
Введение. Просвещение в образовании.
1. Психогигиена, психопрофилактика и психологическое просвещение: определение понятий.
2. Санитарное педагогическое и психологическое просвещение.
2.1. Санитарное просвещение в системе медицинской профилактики.
2.2. Педагогическое просвещение в системе методической работы учителя.
3. Психологическое просвещение.
3.1. Коммуникативный процесс психологического просвещения
3.2. Частные аспекты психологического просвещения в психологической службе образования.
3.3. Психологическое просвещение в профориентационной работе.
4. Конкретные формы психологического просвещения.
4.1. Наглядные формы психологического просвещения.
4.2. Беседа.
4.3. Коллегиальное обсуждение.
4.4. Лекция.
4.5. Выступление на методическом совещании и семинаре.
4.6. Публицистическая статья.
5. Методика психологического просвещения через СМИ.
5.1. Варианты публицистических выступлений психолога в СМИ.
5.2. Особенности подготовки рукописи к печати.
5.3. Некоторые хитрости и шероховатости сотрудничества психолога со СМИ.
6. Специфика просветительной работы психолога в разных учреждениях.
6.1. Психологическое просвещение в учреждениях системы образования.
6.2. Психологическое просвещение в системе работы ПМПК.
6.3.  Рекомендации по работе среди учащихся.
6.4. Работа среди родителей учащихся.
6.5. Дифференцированный подход к работе с родителями.
6.6. Психологическое просвещение психолога прокуратуры.
6.7. Психологическое просвещение в системе экстренной психологической помощи.
7. Интернет, социальные сети, персональные web-сайты и психологическое просвещение.
8. Опыт работы черногорских психологов по психологическому просвещению.
Заключение.
Приложения.
Литература.

Результаты, выводы
В настоящее время готовая рукопись направлена в УМО РАЕ для присвоения грифа УМО РАЕ и статуса «Учебно-методическое пособие».

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе