«Цель. Дело. Мечта. Психологический портрет поколения» (книга)
Актуальность
Период личностного становления, профессионального самоопределения, окончания учебного заведения и выбора профессии безусловного является важнейшим в юношеском возрасте. По данным психологов многие учащиеся переживают трудности в процессе гражданского становления, самореализации, выбора профессии, а также испытывают чувство тревоги и беспомощности перед собственным будущим. Инфантилизм, безответственность, неумение сформировать четкие цели в жизни и представление о своем будущем, подталкивают подростков к уходу от реальности, гражданской пассивности и моральной неустойчивости. Именно в этот период подростки как никогда нуждаются в профессиональной психологической помощи.
Социальная, научная и практическая значимость проекта
В проекте «Психологический портрет поколения» предлагается организация системы помощи учащимся в процессе самоопределения, которая внедрена или находится в процессе внедрения в учебных заведениях – участников проекта.
Книга «Цель. Дело. Мечта. Психологический портрет поколения», написанная по материалам проекта и вышедшая в свет в августе 2009 года, предоставляет уникальную информацию об отношении к построению своего будущего у современного поколения старшеклассников. Молодому человеку, юноше или девушке, книга открывает возможность найти собственный путь в будущее. Профессионалам, учителю и школьному психологу, она поможет организовать систему помощи в самоопределении учащимся.
Значение для развития психологии
Обоснована и апробирована авторская психологическая методика «Цель. Дело. Мечта»
по диагностике и формированию индивидуальных стратегий процесса самоопределения.
Предложена система работы школьного психолога по организации помощи старшеклассникам по самоопределению.
Цели
Разработка новых психологических подходов для осуществления психологической помощи в процессе самоопределения.
Аудитория
Реальная аудитория участников проекта – учащиеся средней и старшей школы и студенты первых курсов высших и средних учебных заведений. Однако процесс самоопределения не ограничен возрастными рамками. С помощью методики «Цель. Дело. Мечта» осуществить диагностику этапов и типологию процесса самоопределения возможно в любом возрасте.
Содержание проекта и его основные этапы
В 2007-2009 гг. Красногорским общественным фондом «Мечта III тысячелетия» осуществлялся социально-психологический проект, направленный на изучение представлений старшеклассников и студентов учебных заведений о своем будущем, о выборе профессии и дела жизни. Изучение представлений проводилось по авторской методике «Цель. Дело. Мечта.» и позволило проникнуть в мир внутренних переживаний подростков, связанных с их будущей взрослой жизнью, с образом самого себя, выяснить представления старшеклассников о будущей профессии, изучить наиболее типичные представления детей и подростков о себе и своём будущем.
В процессе анализа представлений подрастающего поколения мы установили три ключевые составляющие, на наш взгляд, важнейшие для проектирования и осмысления жизни. Это - цель, дело, мечта. Как определяет для себя ребёнок или подросток эти составляющие по мере взросления – т.е. какие цели ставит и достигает в жизни, какое дело ему по душе и какая мечта движет его устремлениями – все это в целом и придает направление формированию его личности. Чем яснее определены и осознаны подростком его цели, дела и мечты, тем осмысленнее его развитие и тем интереснее его будущее.
Первый этап проекта. Публикация статьи Гобовой Е., Игнатовой О. «Психологический портрет поколения» в газете «Школьный психолог» (№6, 2007 г). Подбор сотрудников проекта из числа психологов учебных заведений, ознакомление их с методикой «Цель. Дело. Мечта» и инструкцией по ее проведению. Выбор участников проекта – учебных заведений, которые выразили готовность к проведению исследования в классах средней и старшей школы. В социально-психологическом проекте «Психологический портрет поколения» приняли участие 35 городов России.
Второй этап. Проведение исследования по авторской методике «Цель. Дело. Мечта» в выбранных учебных заведениях. Доставка протоколов в офис фонда «Мечта III тысячелетия»
Получено более 5000 ответов учеников с седьмого по одиннадцатый классы, в которых содержались описания их представлений о своих целях на ближайшее будущее, о деле всей предстоящей им взрослой жизни и о мечте, способной их вдохновить и увлечь.
Третий этап. Анализ полученных материалов психологами-сотрудниками фонда. При анализе полученных ответов мы провели типологизацию представлений. Основанием для разделения типов выступило соотношение целей, дела и мечты. В результате типологизации все ответы были распределены на 11 групп. Каждая группа объединяет ответы детей и подростков, сходные по основной направленности, мировосприятию, жизненным целям и иерархии ценностей, и может быть отнесена к одной из двух категорий, отражающих либо конструктивные (позитивные) представления о себе и своей будущей жизни либо неконструктивные (негативные) представления.
К конструктивным (позитивным) представлениям относятся следующие группы:
«ЦЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ», «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФУНКЦИОНЕРЫ», «ДОМОХОЗЯЙКИ», «СВЕТСКИЕ ДАМЫ», «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ», «ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ».
К неконструктивным (негативным) представлениям относятся такие группы:
«РАЗНОБОЙ», «НЕОПРЕДЕЛИВШИЕСЯ», «ЗАКРЫТЫЙ ТИП», «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭМИГРАНТЫ», «НЕГАТИВ».
Построены психологические портреты каждого учебного заведения – участника проекта.
Разработаны рекомендации по перспективному развитию процесса самоопределения.
По результатам каждого этапа проекта публикуется статья в газете «Школьный психолог».
Четвертый этап. Подготовка материалов к публикации и выход в свет книги «Цель. Дело. Мечта. Психологический портрет поколения».
Результаты и выводы
Проект «Психологический портрет поколения» задуман и реализован как проект многоплановый и многоуровневый. В связи с этим результаты проекта можно рассмотреть на нескольких уровнях.
Результаты на уровне участников проекта
В качестве респондентов в проекте приняли участие около 5000 человек, приславших свои ответы на вопросы методики «Цель. Дело. Мечта». Использование этой методики, помогает учащимся не только диагностировать, но и сформировать стратегию процесса самоопределения. Построены психологические профили классов и школ – участников проекта. Более 50 школьных психологов ознакомились с методикой и овладели ею, включив ее в свой профессиональный арсенал.
Результаты на уровне психологического сообщества
Проведен уникальный срез представлений старшеклассников о своем будущем по учебным заведениям 35 городов Российской Федерации. Анализ полученных ответов показал, что более 50% старшеклассников не имеют конструктивных представлений о своей будущей профессии и своем образе жизни, переживают страх, тревогу и чувство беспомощности при обсуждении перспектив своей будущей взрослой жизни, а следовательно испытывают серьезные трудности в процессе социализации.
Поэтому так необходима специальная работа школьного психолога и всего педагогического коллектива, направленная на организацию процесса самоопределения старшеклассников. Предложена оригинальная система работы школьного психолога по организации помощи в процессе самоопределения учащихся старшей школы.
Результаты на уровне широкой общественности
Итогом и завершающим этапом проекта стала выпущенная в свет книга «Цель. Дело. Мечта. Психологический портрет поколения». В ней простым и доступным языком описаны типы самоопределения человека в обществе, обоснованы основные ключи личности: цель, дело, мечта. Книга выступает достойным финалом проекта и в тоже время приглашением новых участников к новым этапам.