- Клокова Тамара Викторовна
педагог - психолог службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, МУ Центр "Стимул" (Тутаев Ярославская область)
Организация: МУ Центр "Стимул"
Тема детско-родительских отношений являются средой, формирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Мастер-класс «На пути к пониманию своего ребёнка» в форме тренингового занятия для родителей направлен на понимание своего ребёнка через проживание своего детского опыта. Педагоги-психологи могут использовать мою разработку на родительских собраниях или в работе родительского клуба.
Тренинг направлен на решение следующих задач:
- Расширение возможностей понимания своего ребёнка.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком.
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
- Профилактика жестокого обращения в семье.
Внимание родителей часто сосредотачивается только на учёбе, достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке.
Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, угрюмыми, боязливыми.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детскородительских отношений в семье. Я считаю, что одна из задач профилактики семейного благополучия – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.
Понимание своего ребёнка через проживание своего детского опыта позволяет найти способы договориться с ним, объяснить и научить чему-либо.
Общение родителей с ребенком, умение слышать его и понимать – очень важные составляющие семейного воспитания, которые мы прорабатываем на тренинговых занятиях. В ходе тренинга родители имеют возможность заглянуть в душу своего внутреннего ребёнка, осознать причины ответной реакции детей на нравоучения взрослых через прочувствование своего актуального эмоционального состояния; визуализировать состояние детской души, увидеть влияние разных моделей общения на внутренний мир ребёнка. Для этого я, в роли тренера, использовала наглядные методы: упражнение с кувшином и опыт с яблоками, которые, как мне кажется, оставляют свой след в памяти родителей, и хочется верить, что происходит перезагрузка во взаимоотношениях с детьми.
Родители научаются «считывать» те психологические потребности, которые кроются за «плохим» поведением ребенка, агрессивностью, невоспитанностью и его попытками манипуляции. Они начинают понимать, что если ребенок ноет, обманывает или даже грозиться сбежать из дома, то, скорее всего, он требует любви или пересмотра сложившихся отношений.
Мастер-класс «На пути к пониманию своего ребёнка»