- Юров Игорь Александрович
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет (Сочи)
В спортивной психологии весьма актуальным является проблема описания личности спортсмена. Это подчеркивают как зарубежные (Ф.Буйтендийк, М.Ванек, Э.Герон, В.Гошек, Э.Дитце, С.Димитрова, В.Дойль, Д. Илюта, Г.Кирогэсснер, С.Клиссинг, И. Ковачев, Б.Кретти, Р.Мартенс, С.Мюллер, Р.Сингер,И.Юнкер, Р.Уэйнберг и Д.Гоулд)и др.), так и отечественные специалисты (В.А.Гавриленко, Г.М.Гагаева, Л.Д.Гиссен, Г.Д.Горбунов, Р.М.Загайнов, Ю.Я.Киселев, Ф.В. Кондратьев, В.Л.Марищук, А.Ц.Пуни, А.В.Родионов, П.А.Рудик, Н.А.Худадов и др.).
Предметом спортивной деятельности является сам действующий спортсмен, который является не только субъектом деятельности, но и ее объектом (для других и для самого себя).
С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место поэтому в них занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к людям), и способности человека, т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».
Традиционно структура личности состоит из темперамента, направленности личности, способностей и характера. На наш взгляд, структура личности состоит из целеполагания, мотивации, уровня притязаний, черт личности, фрустрации, социально-психологических характеристик. Направленность личности – это не что иное как, мотивация. Способности – это успешность деятельности, в спорте определяется уровнем спортивной квалификации. Черты личности в основном включают в себя и особенности характера. При описании психологии личности необходимо учитывать внутрисубъектные, субъектно-объектные и субъектно-субъектные (межперсональные) отношения.
Сведения, полученные в исследовании психологических особенностей спортсменов высокой спортивной квалификации при комплексной регистрации их характеристик, содержат для педагогов и спортсменов важную информацию, обеспечивающую возможность индивидуализации процесса подготовки. Учет индивидуально-психологических особенностей спортсменов, обоснованный отбор, квалифицированный контроль психофизиологического напряжения в тренировочной деятельности поможет повышению спортивного мастерства.
Полученные данные могут быть использованы:
- Для формирования значимых личностных качеств и особенностей спортсменов.
- Для отбора спортсменов в сборные команды. Установленные лимиты по изучавшимся характеристикам могут стать практическими критериями для создания психограммы спортсменов.
- Для комплектования групп спортивного совершенствования по признакам спортивной квалификации и полового диформизма (гендерным различиям).
- Для выбора оптимального пути управления группой спортсменов, а также для создания в группе необходимого социально-психологического климата.
Для обеспечения успешной подготовки спортсменов к соревнованиям целесообразно осуществлять ее с постоянным учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
Полученные результаты в исследовании можно представить как попытку описания психограммы спортсмена. Психограмма позволяет учитывать не только типические, но и индивидуальные особенности спортсменов, которые проявляются в структуре индивидуальности.
В работе сделана попытка изложения проблемы психологических личностных характеристик спортсменов таким образом, чтобы склонить читателя к размышлению, к прагматическому подходу при рассмотрении различных точек зрения и к самостоятельному поиску эмпирических знаний, поскольку рассмотренные в работе положения не могут трактоваться как истина в последней инстанции, а как научно-методический материал к коллективному и объективному освещению вышеназванной проблемы.