«Изучение особенностей социальной зрелости учащихся специальной коррекционной школы VIII вида с применением фотоматериалов социальной направленности из газет и журналов»
Практическая значимость
Выпускник специальной коррекционной школы VIII вида, при условии благоприятного социально-педагогического сопровождения, не только успешно адаптируется во взрослой жизни, но и зачастую малоотличим от своих сверстников в повседневном обиходе.
Обеспечить своевременную коррекцию знаковых моментов мотиваци-онной сферы подростков позволяет методический подход для выявления особенностей социальной зрелости учащихся и направлений социально-педагогической работы по основным тематическим блокам.
Актуально, что в ходе подобного взаимодействия педагога и подростка проявляются как проблемные, так и ресурсные аспекты и окружения школьника: семьи, педколлектива; существенны здесь и возможности как проявления, так и анализа социальной, педагогической рефлексии, самоактуализации, коррекции.
Вместе с тем, как известно, практические наблюдения после обобщения и анализа становятся материалы для методико-исследовательской и собственно научной деятельности.
Предполагаем, что расширение практики, в данном случае, может дать импульс к изучению предлагаемого методического подхода и на представительном уровне.
Содержание работы
С каждым годом усложняется клиническая картина детской популяции, социально-экономический компонент также вносит момент многообразия, во многом дополнительно отягощая успешность образовательной деятельности детей и подростков.
Практики сочетают в своей работе традиционные и инновационные методики, используют стимульный материал стандартного и необычного вида. В коррекционных учреждениях этот процесс требует оптимальных решений, с тем чтобы избежать как перегрузки детей, так и излишнего смешения наглядности.
Применение фотографий в диагностико-коррекционной работе приобретает всё новые формы, тем более что всё чаще встречаются дети и подростки с выраженной избирательностью зрительного восприятия в пользу фотоизображений реальных предметов.
По нашим наблюдениям и по исследованиям БИРО, особенно часто «не видят» рисованных картинок учащиеся СКШ VIII вида.
В настоящий момент помощь специалистам и родителям на кафедре коррекционной педагогики БИРО реализуется ряд исследовательских и методических проектов с применением фотоматериалов различного тематического направления: диагностических, углублённой сематической коррекции и др.
Представляемый нами методический подход посвящён мотивационным аспектам социальной зрелости учащихся СКШ VIII вида. Здесь фотоизображения социальной тематики привлекают внимание, вызывают оценочные или актуализированные реакции, различные переживания детей и подростков в той или иной степени выраженности. Особенностью фотоизображений в газетах и журналах является их повышенная привлекательность для большинства людей, легко просматриваемая интрига, явная проблемная направленность. Для умственно отсталых учащихся в период социальной адаптации это крайне действенно и выявляет моменты социальной напряженности и личностной неустойчивости. Мы предъявляем фотоподборку со знаковыми социальными образами.
Это следующие тематические категории:
1. Правительство, Дума, выборы
• тематический ряд: управление государством, демократия, уровни власти;
• вероятный проблемный ряд: агрессивные настроения, тема «нахлебников»; желание не работая, получать блага.
2. Иностранные делегации
• тематический ряд: там лучше, богаче; здесь бедно; есть разные страны, с ними у нас политические и экономические связи;
• вероятный проблемный ряд: уехать бы, убежать; завоевать.
3. Финансы, ценности, деньги
• тематический ряд: богатые офисы, банкиры, сокровища, золото; работает много людей
• вероятный проблемный ряд: ненависть, обида, желание украсть, отобрать, сквитаться, нежелание работать за меньшие деньги – и наоборот: преувеличенно скромные запросы или нежелание искать конструктивное решение.
4. Роскошь
• тематический ряд: дворцы, замки, сады, драгоценности;
• вероятный проблемный ряд: неумение или нежелание сопоставлять желаемое и возможное, искать пути повышения уровня возможностей, выделять достижимые компоненты из целого.
5. Отдых
• тематический ряд: курорты, пикники, походы, дача;
• вероятный проблемный ряд: несоответствие запросов, эгоизм, отсутствие деятельностных желаемых форм, созидательных ре-шений, внятных пожеланий.
6. Спорт
• тематический ряд: опасный, доступный, повседневный, ВТО, олимпийский, экзотические виды;
• вероятный проблемный ряд: тяготение к рискованным, безответственным формам, безразличие, могут быть жёстко мотивированы на победу или супердоходы, на лёгкие успехи.
7. Мир моды, модельный бизнес
• тематический ряд: красота, успешность, творчество, фигура, наряды;
• вероятный проблемный ряд: нездоровые представления и пожелания, запросы, наивные ожидания.
8. Кумиры
• тематический ряд: певцы, спортсмены, люди труда, герои;
• вероятный проблемный ряд: уровень предпочтения первых вто-рым; степень фанатизма, неоправданные ожидания, фрустрации; оценка собственных возможностей.
9. Труд
• тематический ряд: домашний, производственный, обслуживающий, сельскохозяйственный, ремёсла;
• вероятный проблемный ряд: нежелание трудиться, завышенные запросы, неуважение чужому труду к людям труда.
10. Животные
• тематический ряд: мир природы; домашние и дикие, экзотические животные, красота природы;
• вероятный проблемный ряд: страхи, степень заботливости, потребность в охране природы, в красоте, в понимании.
11. Мир искусства
• тематический ряд: предметы искусства, выставки, издания;
• вероятный проблемный ряд: выраженность эстетических чувств, потребностей, регулятивного ресурса деятельностной сферы.
12. Здоровье
• тематический ряд: ЗОЖ, лечение, лекарства, больница, больные;
• вероятный проблемный ряд: представления о ЗОЖ и намерения поддерживать, адекватность представлений о болезнях и лечении, лекарствах, знание семейных рецептов.
13. Юмор
• тематический ряд: юмор ситуаций, добродушный, издевательский, нестандартные образы;
• вероятный проблемный ряд: уровень добродушия, благожелательности, стремление поделиться смешными впечатлениями, порадовать, доступность юмористического веселья.
14. Книги
• тематический ряд: детские, взрослые, иллюстрированные, без картинок, фотоальбомы;
• вероятный проблемный ряд: бережное обращение; интерес, представления о значении в жизни человека.
15. Семья
• тематический ряд: дети, взрослые, большая, ситуации, отношения;
• вероятный проблемный ряд: желание иметь семью, проявлять заботу, сохранять благоприятные традиции своей семьи.
16. Оружие
• тематический ряд: вооружённые люди, фотографии с мест боевых действий;
• вероятный проблемный ряд: страхи, агрессивные настроения, милитаристские идеалы, неумение отвлечься от данной темы.
17. Инвалиды
• тематический ряд: видимые уродства людей, уродства людей;
• вероятный проблемный ряд: отвращение, страхи, нежелание сопереживать, откликаться на просьбу о помощи.
Следует заметить, что формат данного методического подхода в изучении особенностей социальной зрелости учащихся – преимущественно тематический, раскрывающий содержание проблемных позиций мотивационной сферы подростков и направления дальнейшей социально-педагогической коррекции. Определять границы приемлемой степени зрелости здесь можно только в сравнительном отношении, условно, исходя из доступности представлений, умений, целеполагания для данной категории учащихся, для данной личности.
Уместны экспресс-подборки, профилированные тематические блоки по запросу или для повторного целевого предъявления, юмористические включения, например фото самого подростка среди членов иностранной делегации.
Тематические категории фотоподборки служат в дальнейшем для диагностико-коррекционного мониторинга развития социальной зрелости учащихся. Отмечая в баллах или значками «+» результаты тестирования, педагог заносит особенные наблюдения в графу «Примечания». Зачастую именно это графа позволяет практикам актуально зафиксировать и свои собственные находки, наблюдения, направления поиска, реалии собственного профессионального роста.
Опыт показывает, что выигрышно, убедительно представить свой опыт многие специалисты затрудняются, так как в текущей практике не выделяют собственные находки, новации, не обобщают опыт. Зачастую именно коллеге со стороны проще заметить и удобнее представить подобные нюансы.
Констатирующий эксперимент, на наш взгляд, в данном случае не должен быть обучающим, так как здесь педагог более презентативно воспринимает реакции ребёнка, подростка и на материалы, и на содержание коррекционного процесса, а при повторном предъявлении того же или сходного стимульного материала менее выражены тенденции «угадывания» учащимся желаемых педагогом реакций применительно к «правильным» позициям.
По поручению отдела специального образования РБ специалисты ПМПК проводят итоговую аттестацию выпускников специальной (коррекционной) школы 8-го вида.
Одна из насущнейших задач при этом состоит в том, чтобы органично, не вызывая излишнего напряжения, но по возможности с благоприятным социально-педагогическим акцентом выяснить уровень социальной зрелости учащихся, ведущие проблемы социально-личностного развития подростков, выраженность отдельных мотивационных позиций. Это позволяет проанализировать причины психоэмоциональной нестабильности и социальной незрелости, результативность коррекционной работы, предложить актуальные и системообразующие рекомендации педагогам и родителям, при необходимости – провести локальные коррекционные акты и мастер-классы для педагогов.
При периодической организации диагностического мониторинга уместно предложить материалы подгруппе подростков «посмотреть». Более непосредственные реакции и суждения, взаимное вовлечение, общение подростков позволяют выявить дополнительные позиции зрелости: умение сотрудничать, готовность к сопереживанию, стремление к лидерству и др.
Следует заметить, что по содержанию традиционных характеристик и дневников наблюдений за учащимися уже можно определить уровень профессионализма и степень педагогической ответственности учителя, тем более сотрудничество со специалистами и ПМП консилиумами СКШ 8-го вида обнаруживает педагогический ресурс и перспективы развития всего коллектива школы.
Существенно, что инновационные формы сотрудничества специалистов ПМПК с коллективами СКШ 8-го вида не только позволяет преодолеть известную замкнутость педагогического персонала и придать новый импульс обогащения педагогического опыта, а также повысить взаимную ответственность педагогов.
Важно, что обогащается социальный опыт выпускников: приход других людей, иная тональность общения, аспекты самопознания, конструктив-ный диалог на социально значимые темы, последующий обмен впечатлениями с одноклассниками, актуализация эмоционального опыта, речевой компонент.
Привлекательно было бы, конечно, не обновлять подборку фотоматериалов из свежих СМИ. Но устаревает не только качество и фотоизображе-ний, но и значимость отдельных реалий, фактов, образов.
Рекомендуем педагогам своевременно пополнять стимульные блоки, исходя из двух ведущих тенденций:
- образы, небезразличные для широкого общественного сознания;
- образы, провоцирующие особенно выраженные реакции в контингеальных сферах (применительно к данным учащимся, значимые в социально-экономическом плане, приоритетном плане, территориальном и др).
Поэтому, предлагая педагогам данный методический подход, мы иллюстрируем его как примерное решение на данный период для данного случая.
Результативность проводимой работы мы оценивали по трем позициям:
- успешность диагностико-коррекционного подхода – 70-75%, несмотря на усугубление нарушений нервно-психического состояния школьников, различного социально-педагогического условия, малую плотность сотрудничества с педколлективами по данному направлению.
- успешность привлечения родителей к сотрудничеству по данному направлению, рост их компетентности мы оценивали в относительных аспектах в корреляции с уже достигнутыми педколлективами результатами семейно-педагогического альянса. Таким образом – повышение эффективности, отмечаемое педагогами, самими родителями, адекватность совместных мероприятий – + 12-17%.
- успешность сотрудничества ПМПК и Педгостиной ПМПК с педколлективами, профессиональный рост педагогов характеризуют как эмпирические данные, так и, на наш взгляд, появление новых форм сотрудничества. На период 2008-2009 учебный год это диагностико-методический мониторинг, где в рамках сотрудничетва педколлектива различных ОУ и СКУ получают возможность уточнить вопросы локальной диагностики, изучения текущего состояния познавательной, личностной сферы школьников, получают поручения ПМПК по организации дополнительных коррекционных курсов тем учащимся, развитие которых дестабилизируется вследствие дисбаланса отдельных направлений в образовательной деятельности, участвуют в совместных психолого-медико-педагогических консилиумах, реализуют тематические проекты, представляют методические разработки.
Выводы: Таким образом, осуществляемые авторами и педколлектива-ми СКШ городов Белорецка, Учалы Республики Башкортостан методический подход оправдал ожидания всех участников диагностико-коррекционного процесса:
- позволил обеспечить адресную помощь СКШ в выявлении и актуальной коррекции недостатков мотивационной сферы школьников старших классов, а также социальной зрелости в целом – при оптимальных затратах времени и сил;
- улучшил уровень и качество сотрудничества педагогов, учреждений в решении насущных задач адресного психолого-медико-педагогического сопровождения школьников;
- оптимизировав интегративные процессы семейно-педагогического альянса.