«Мы можем!» (IV Всероссийский молодёжный психологический форум Российской ассоциации студентов-психологов, 1-5 октября 2008 года)
Актуальность
Психологическое знание в России сегодня находится в сложном положении. С одной стороны, к нему предъявляются требования классической парадигмы исследования. С другой, культура и социальная ситуация ожидают эвристической теории и эффективной практики. На этом фоне, странным образом, существуют разрозненные, мало соотнесённые между собой, теории и не вполне обоснованные практические методы работы. Кроме того, в профессиональной среде между психологами существует проблема разобщённости и скованности в действиях. Отследить эту разобщённость можно по нескольким направлениям. С одной стороны, в различных городах России, в пределах одного города одной проблемой занимаются специалисты, не знающие ничего друг о друге. И, если в среде признанных мэтров и преподавателей существует коммуникативная среда, позволяющая находить единомышленников, то студентам и школьникам в этом отношении приходится гораздо сложнее. С другой стороны, в образовательной и научной среде значимым является компонент преемственности, а возможностей её реализации недостаточно: практически не существует мероприятий, в рамках которых могут выслушать и обменяться мнениями студенты-психологи из разных городов, начать создавать совместные проекты «здесь и сейчас», получить знания, необходимые для планирования и реализации проектов. Более того, студенты часто сомневаются в своих силах, не могут определить, на что они способны. Поэтому кроме традиционной для Форумов цели расширения горизонтов научного мышления, создания продуктивных творческих коллективов, Четвертый форум предполагает осознание участниками своих возможностей и обучение навыкам проектной деятельности.
Социальная, научная и практическая значимость
Девизом форума стала фраза «Мы можем!». Возникла она неслучайно. Психология сегодня, несмотря на огромную популярность, находится в кризисе, который характеризуется разобщенностью методологических подходов, отсутствием преемственности между теорией и практикой, большим количеством антинаучных явлений, конкурирующих в российском обществе с профессионализмом. В сложившейся ситуации у молодежи, получающей психологическое образование, естественно возникают сомнения не только в правильности выбора специальности, но и возможности самореализации в профессии, достижения достаточного уровня развития в ней. Таким образом, IV Форум отвечает на актуальную потребность молодых психологов в ориентировании, самоопределении в профессии, обретении сил и знаний для развития психологической науки и практики, претворении в жизнь актуальных и социально значимых проектов.
Значение для развития психологии
Форум - это перспективная форма проведения мероприятий, служащих цели объединения в рамках профессионального сообщества. В отличие от конференций, где участники остаются разрозненными в своих позициях и исследованиях, соприкасаясь только во время организованных научных диспутов, и от выездных психологических школ, где присутствует разделение участников на обучающих и обучаемых, на форумах признается равенство статусов участников и ценность неформального обмена мнениями и идеями, приветствуется порождение нового «здесь и теперь»
Цели
•способствовать развитию профессионального молодежного сообщества России в целом и г. Архангельска в частности;
•создать первое отделение РАСП в городе Архангельске;
а также:
•интерактивный обмен опытом между студентами, аспирантами, преподавателями различных городов России по различным вопросам и проблемам психологии
•разработка наиболее продуктивных и рациональных путей взаимодействия между городами, организациями и группами
•сплочение студентов-психологов из разных городов России, в частности, студентов-психологов г. Архангельска,
•приобщение студентов-психологов Архангельска к профессиональному молодежному сообществу России,
•обучение студентов-психологов проектному менеджменту,
•старт психологических молодежных проектов в России и Архангельском регионе, в частности.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Студенты, аспиранты, молодые специалисты в области психологии. Специалисты, заинтересованные в обмене знаниями и опытом с молодыми специалистами.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Замысел и подготовка Форума осуществлялись при помощи социальной сети Российской ассоциации студентов-психологов и ресурсов факультета психологии ПГУ.
Организаторами было разослано порядка 400 пригласительных писем по психологическим факультетам России, разослано порядка 5000 приглашений в социальных сетях vkontakte и odnoklassniki, информационное письмо опубликовано на 50ти психологических сайтах.
Производился поиск спонсоров и тренеров по необходимым на форуме тематикам.
При подготовке к проведению форума информация о его проведении была размещена в газетах «Правда Севера» (23.09.08, Архангельск, №176), «Ломоносовец» (02.09.08, Архангельск, №3 (450), 3 октября прозвучало объявление по радио г.Архангельска, на телеканале «Доверие» показано интервью с основателем РАСП, Анной Сырцовой (01.10.08, Москва, сюжет в 3х выпусках новостей).
Приём заявок на участие в Форуме осуществлялся на основании эссе о психологии и описаний мероприятий участников.
Был создан логотип Форума и значки с его изображением торжественно вручены участникам.
Работа Форума
Основными формами мероприятий форума были круглые столы, дискуссионные клубы и мастер-классы. Основными темами дискуссий были заданы:
•«Единство информационного и коммуникативного пространства Российской психологии»;
•«Взаимодействие между психологическими организациями: опыт, проблемы, перспективы»;
•«Единство психологической теории и практики»;
•«Интеграция психологических теорий и подходов».
Большая часть времени на форуме было посвящена мастер-классам по различным направлениям психотерапии.
Помимо этого, на форуме были организованы специальные мероприятия по проектной деятельности. По их результатам были подготовлены и публично обсуждались проекты, которые участники планируют воплотить в жизнь после Форума.
Каждый вечер проводилось специальное мероприятие, «Tabula Rasa», направленное на спонтанное, неформальное общение, сплочение и самореализацию участников «здесь-и-теперь».
Работа по завершеию мероприятия
После Форума все материалы собраны в сборник (диск DVD) и рассылаются участникам.
Результаты, выводы
Подготовка
Cпонсорами Форума выступили: Поморский государственный университет им. М.М.Ломоносова, Компания "Консультант плюс", Комитет по молодёжной политеке г. Архангельска.
Призы для "конкурса проектов в области психологии" предоставили "Группа компаний "Иматон", факультет Психологического консультирования МГППУ. В Форуме принял участие специально приглашённый тренер (проведение знакомства участников и лекции по созданию и реализации проектов).
Открытие Форума
Регистрацию прошли 125 человек.
Из них приняли участие в Открытии форума:
Студенты, аспиранты, преподаватели вузов России | Студенты ПГУ | Преподаватели ПГУ | Практические психологи системы образования Архангельской области |
МГППУ (Москва)- 12 чел. МГУ (Москва) - 2 чел.(оргком.) ТвГУ (Москва) - 1 чел. АСФ КемГУ (Анжеро-Судженск) - 3 чел. Академия ФСИН (Рязань) - 1 чел. РГУ им. Есенина (Рязань) - 1 чел. ПИРАО (Рязань) - 1 чел. КГПУ (Петрозаводск)- 6 чел. СФ МГПУ (Самара) - 2 чел. СевГМУ (Северодвинск) - 2 чел. СГМУ (Архангельск) - 1 чел. Не приехали - Рига, Санкт-Петербург. | Факультет психологии - 66 чел. Естесственно-географический факультет - 1 чел СФ ПГУ - 3 чел. Математический факультет - 1 чел. | Факультет психологии - 6 чел. ФПНОиСП - 2 чел. ИППК - 1 чел. | Верхняя Тойма, Плесецк, Коноша, Савинск, Красноборск, Онега, Коряжма, Шенкурск, Котлас - 13 чел. |
ИТОГО: 32 чел. | 71 чел. | 9 чел. | 13 чел. |
В течение форума проведено 27 психологических мероприятий:
1. Заседания дискуссионных клубов:
1.1. «Единство информационного и коммуникативного пространства Российской психологии» - 11 чел.
1.2. «Взаимодействие между психологическими организациями: опыт, проблемы, перспективы» - 19 чел.
1.3. «Единство психологической теории и практики» - 20 чел.
1.4. «Интеграция психологических теорий и подходов» - 34 чел.
2. Круглые столы
2.1. «Ты не один» (Коровайко С., Минакова Н. КГПУ) - 10 чел.
2.2. «Экзистенциональный кризис и его влияние на выбор профессии психолога» (Азаренко А., Академия ФСИН) - 13 чел.
3. Лекции
3.1.«Особенности планирования и подготовки бизнес-проекта в области психологии» (Севериненко Н.А.) - 36 чел.
4. Семинары
4.1. «Игрушка как средство развития творческих способностей» (Ворохта О. О., СФ МГПУ) - 29 чел.
4.2. «Как строить отношения с научным руководителем: инструкция по применению» (Чумаченко Д., МГУ) - 11 чел.
4.3. Передача опыта по проектной деятельности: «реализация проектов РАСП» (Новичкова А., Харлашина Г.) - 28 чел.
5. Мастерские, мини-тренинги
5.1. Презентация мастер-класса по групповой семейной терапии по методу Б. Хеллингера (Н.Э.Перервус, ПГУ) - 28 чел.
5.2. «Танец моей жизни» (Кузьменко Е. Я., КГПУ) - 17 чел.
5.3. «Личностные границы» (Фокина А.А., КГПУ) - 15 чел.
5.4. «Тело и Я» (Воронина А. И., МГППУ) - 14 чел.
5.5. «Эхо» (Антонова Ю.К, КГПУ) -18/24 чел.
5.6. «Психолог в Бизнес-контексте: практическая область применения»(Севериненко Н.А., МГПУ) - 13 чел.
5.7. «Роль студентов в проведении мероприятий по профилактике различных видов зависимостей» (Гаврилова Р. Р., СФ МГПУ) - 12 чел.
5.8. «Танец-импровизация (обращение к себе)» (Маркелова Ю.А., МГППУ) - 9 чел
5.9. «Управление негативными эмоциями» (Зарембо Н.А., ПГУ) - 20 чел.
6. Лаборатория исследования психотерапии
6,1. «Психотехника выбора работает... Как?" (Филоник М.С., МГППУ) - 22 чел.
7. Презентации
7.1. созданных на Форуме молодежных проектов (3 психологических центра, Старт-Площадка РАСП, план научного исследования) - 5 проектов;
7.2. мастер-классов, тренингов, семинаров, круглых столов, дискуссионных клубов
8. Структурирование итогов дня
8.1. Tabula Rasa (4 мероприятия)
Выдано 68 свидетельств участников IV Всероссийского Молодежного психологического форума.
Культурную программу составили обзорная экскурсия по г. Архангельску и экскурсия в музей деревянного зодчества «Малые Корелы».
Общие результаты Форума:
•Создан сборник «ЭССЕ о ПСИХОЛОГИИ. Размышления, сомнения, признания в любви...» (скачать сборник можно здесь: http://psytalk.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=66&Itemid=191).
•Все итоги работы форума собраны в электронном виде на диске dvd и рассылаются участникам.
- текстовые материалы,
- фотографии (некоторые фотографии можно увидеть здесь: http://psytalk.ru/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=228&func=viewcategory&catid=25),
- видеозаписи (некоторые можно увидеть здесь: http://vkontakte.ru/video.php?id=1420345)
•На Форуме, после него сформулированы и реализуются следующие проекты в области психологии:
- Старт-Площадка РАСП. Планируется к реализации осенью 2009 года. Это специальное мероприятие, направленное на обучение и обмен опытом по реализации проектов в области психологии между психологами. Авторы Галина Харлашина и Алёна Новичкова, г.Москва.
- Студенческая психологическая служба. Происходят первые встречи организаторов. Авторы Надежда Минакова, Юлия Антонова, Анна Бехтерева, Алёна Фокина, Екатерина Кузьменко, Светлана Коровайко, г.Петрозаводск.
- Консультативный центр на базе психологического факультета. Автор Антон Азаренко, г.Рязань.
- Особенности развития психологической службы в ВУЗе. Это проект-обзор пройденного пути и планирование дальнейших шагов по развитию психологической службы в ПГУ им. М.М.Ломоносова. Автор Наталья Зарембо, Анастасия Берестова, г.Архангельск.
- Молодёжная газета. Автор Анастасия Бойцова, г.Архангельск.
- Исследование "ока и уха" учителя. Замысел и план научного исследования опыта педагогов в г. Анжеро-Судженск. Авторы Елена Немолот (г.Анжеро-Судженск), Марина Филоник (г.Москва)
- РАСП-Практик. Проект обучающих семинаров для студентов-психологов из различных регионов России, с целью знакомства с различными практическими подходами. Преподавателями выступают молодые специалисты. Автор Николай Севериненко, г.Москва
- ЗПШ-2008. Зимняя психологическая школа МГППУ. Проходит с 27 января по 1 февраля 2009 года. Авторы Анна Антонова и Анна Воронина, г. Москва.
- Молодёжный методологически семинар. Старт дан в декабре 2008 года. Автор Алёна Новичкова, г. Москва.
Авторам пяти проектов вручены призы (методики от компании «Иматон» и новые выпуски журналов Московского психотерапевтического журнала).
•Зарождаются новые отделения РАСП.
- РАСП-Архангельск, координатор Анастасия Бойцова
- РАСП-Москва-МГППУ, координатор Анна Антонова
- РАСП-Самара, координатор Риса Гаврилова
- РАСП-Петрозаводск, координатор Юлия Антонова
• Открыто сообщество РАСП на сайте odnoklassniki. Оно насчитывает 1400 человек и постоянно пополняется новыми участниками.
• Развивается группа РАСП на сайте vkontakte
•Участники Форума из разных регионов продолжают общаться, зарождаются новые проекты.
Выводы
Именно необычная, неформальная атмосфера, царившая на форуме, стала его отличительной чертой, которую отметили все участники (отзывы о Форуме можно прочитать здесь: http://forum.psytalk.ru/index.php?showtopic=1222). Не было деления на педагогов и студентов, на учителей и учеников, но это не мешало, скорее, наоборот, помогало появляться жарким научным спорам и дискуссиям. Неформальное общение вне мероприятий на форуме, наличие пространства для самовыражения (вечерняя Tabula Rasa) способствовали тому, что участники имели возможность проявляться, заявлять интересующие темы и получать поддержку и узнавать мнение коллег.
Главным результатом форума стало расширение пространства взаимодействия между студентами и молодыми специалистами-психологами России. Появились конкретные перспективы сотрудничества и осуществления совместных проектов факультетами психологии из разных городов.