«Личность и бытие: субъектный подход» (IV Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 75-летию со дня рождения А.В. Брушлинского)
Актуальность
Проблема субъекта стала одной из ключевых в мировой психологической науке, а в российской психологии категория субъекта сегодня играет системообразующую роль. признание научного наследия А.В. Брушлинского не ушедшим в прошлое багажом истории науки, а, безусловно, современными идеями, развиваемыми как непосредственными участниками конференции, так и другими учеными.
Социальная, научная и практическая значимость
Социальная, научная и практическая значимость конференции определяется особым положением психологии субъекта в мировой и российской психологической науке, сложившимся в последние десятилетия. Это положение обусловлено системообразующей ролью категории субъекта в сложной многоуровневой системе психической организации человека, с помощью которой возможно продвижение в решении таких ключевых психологических проблем, как соотношение биологического и социального, сознательного и бессознательного в психическом развитии; внешних причин и внутренних условий в детерминации психики; индивида, личности, субъекта, индивидуальности как различных проявлений сущности человека.
Общенаучное значение проблематики конференции связано с новым взглядом современных исследователей-психологов на природу объективного научного знания, со стремлением к переходу к постнеклассическому типу рациональных научных рассуждений. Точка зрения на происхождение объективного знания, учитывающая внутренние условия познавательной деятельности познающего субъекта и его ценностно-смысловые структуры, была разработана в отечественной психологии в трудах С.Л. Рубинштейна и приобрела логически завершенную форму в психологии субъекта А.В. Брушлинского и формирующейся на ее основе психологии человеческого бытия, акцентирующей внимание на необходимости дополнения когнитивных методов анализа психического экзистенциальными.
Социальная и практическая значимость конференции определяется итогами многочисленных исследований, представленных ее участниками, в которых нашли отражение конкретные результаты приложения категории субъекта для решения различных исследовательских вопросов. Участники конференции на теоретическом и эмпирическом уровне показали, как происходит становление субъектных качеств человека в различных сферах бытия - переговорных процессах, при выборе гендерных стратегий профессионализации, формировании профессиональной компетентности, самопрезентации и других.
Значение для развития психологии
Значение для развития психологии заключается в том, что основные положения и перспективы психологии субъекта, широко обсуждавшиеся на Конференции, затрагивают как исторический, так и актуальный контекст проблем современной психологии мышления, психологии личности, психологии субъекта, психологии человеческого бытия. В качестве центра концептуальной схемы психологии предлагается рассматривать человека как субъекта деятельности, общения, переживания, на каждом этапе своего развития выступающего носителем системности, раскрывающейся во взаимодействии с миром.
Цель - когнитивный и экзистенциальный анализ актуальных проблем субъекта и личности с позиций системно-субъектного подхода и психологии человеческого бытия, теоретико-методологическое обобщение субъектно-деятельностного подхода А.В. Брушлинского, описание модели психического и идентичности как механизмов становления субъектности, роли личностных свойств и мышления в бытии субъекта, выявление отличительных признаков индивидуального и группового субъекта.
Аудитория
Аудитория, на которую рассчитан проект – конференция предполагала участие представителей основных психологических школ, разрабатывающих проблемы современной психологии мышления, психологии личности, психологии субъекта, психологии человеческого бытия. По итогам конференции в работе форума приняли участие более 200 ученых из различных научных и учебных центров и университетов более чем из 40 городов России и зарубежья (Краснодара, Ростова-на-Дону, Армавира, Костромы, Велико Тырново, Гродно, Минска, Омска, Пятигорска, Харькова, Уссурийска и др.).
Основное содержание работы
Основное содержание работы (или ее этапы) – работа конференции проходила в течение 2-х дней 15 и 16 октября 2008 года.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание «Психология субъекта, личности, человеческого бытия», и работа 3-х секций - «Личность в отношениях события с другими людьми», «Субъектные и личностные характеристики саморегуляции» и «Индивидуальный и групповой субъект в современных социальных условиях». Во второй день конференции проходила работа 2-х секций - «Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни» и «Психология субъекта и психология человеческого бытия» и заключительное пленарное заседание «А.В. Брушлинский и исследование проблемы субъекта в российской психологии: история и современное состояние».
По результатам конференции был выпущен сборник тезисов – Личность и бытие: субъектный подход / Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. – м.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 608 с.
Результаты, выводы
Основным результатом конференции стало широкое обсуждение современных исследований психологии субъекта. Были затронуты такие фундаментальные вопросы, как соотношение понятий субъект и личности, субъект и саморегуляция, возможности исследования субъектных характеристик больших социальных групп и другие актуальные социально-психологические проблемы в условиях глубинных изменений российского общества, обсуждались разные аспекты реализации субъектности на метауровнях – развития, профессиональной деятельности, жизни, экзистенциальные и бытийные проблемы, решаемые в русле субъектного подхода. Конференция продемонстрировала, что научное наследие А.В. Брушлинского остается актуальным научным направлением, которое откликается современными идеями, развиваемыми учеными, принадлежащими к различным психологическим школам.