«Курс повышения квалификации специалистов социальной и экономической сферы по направлению "Практическая психология"» (учебная программа)
Полное название проекта
Реуцкий М.В. Учебная программа: «Курс повышения квалификации специалистов социальной и экономической сферы по направлению «Практическая психология».
Актуальность
Наличие практически-ориентированных психологических знаний, умение создавать и поддерживать в себе и окружающих душевный комфорт, индивидуальная стратегия противодействия стрессам и манипуляциям, критическое мышление, владение коммуникативными и административными технологиями – вот те черты, которые являются на сегодня неотъемлемыми чертами преуспевающего бизнесмена, опытного воспитателя и педагога, квалифицированного врача, блестящего политика, грамотного руководителя – любого специалиста, чья деятельность привязана к общению с людьми.
Социальная, научная и практическая значимость
Одной из важнейших проблем нашего общества является недостаточная психологическая культура различных отраслей человеческой деятельности. Такие, казалось бы, идущие рука об руку с психологической наукой смежные сферы, как образование, медицина, наука, искусство, бизнес – напрочь порой лишены важнейших составляющих, коими являются: оптимальная организация межличностных отношений; умение правильно строить общение; способность препятствовать возникновению стрессов и манипуляций личностью извне; навыки индивидуальной психологической самопомощи, адаптации, а также поддержки окружающих; понимание особенностей протекания социально-психологических процессов в группе, организации, на предприятии. Из-за перечисленной группы факторов мы получаем: высокий уровень профессиональных стрессов; низкую культуры этики деловых и интимно-межличностных отношений; трудности в воспитании детей; неблагоприятный социально-психологический климат в организации и на производстве; возможность широкого манипулирования сознанием индивида при помощи масс-медиа, технологий влияния и манипулирования сознанием человека со стороны псевдорелигиозных деструктивных культов, псевдонаучных психотехнологий, криминальных элементов и организаций.
Значение для развития психологии
Реализация данного проекта в первую очередь направлена на популяризацию психологических знаний, стимулирование интереса к получению основного или дополнительного психологического образования с целью профессионального самоопределения, карьерного роста, совершенствования навыков общения, руководства, саморазвития и самоактуализации личности участника обучения.
Цели
- получение знаний по основам общей, социальной и отраслевой психологии;
- получение знаний в области применения и интерпретации наиболее часто используемых психодиагностических методик
- повышение культуры межличностных, профессиональных, административных, а также интимно-межличностных и сексуальных отношений;
- развитие критического мышления по отношению к псевдопсихологическим технологиям воздействия на личность со стороны неокультовых религиозных организаций, криминальных элементов и сообществ;
- изучение коммуникативных и административных психотехнологий;
- профилактика манипулирования и несанкционированного управления личностью;
- получение опыта участия в различных модусах групповой (командной) работы (групповое психологическое обучение, тренинг общения, бизнес-тренинг, группы личностного роста и психотерапевтические группы в формате разных подходов психокоррекционного воздействия).
Аудитория, на которую рассчитан проект
Студенты старших курсов гуманитарных (непсихологических) и технических направлений подготовки; специалисты отделов персонала предприятий и организаций, медицинские работники с высшим с средне-специальным образованием, финансово-экономический персонал, работники СМИ, педагоги сферы дошкольного, среднего и высшего образования, сотрудники исполнительных органов власти, МВД и спецслужб.
Основное содержание работы
Данный проект имеет разные формы реализации по времени проведения и может составлять 200 (4 месяца) либо 400 (10 месяцев) академических часов. Занятия проводятся в вечернее либо утреннее время трижды в неделю по 4 академических часа. В курсе изучаются основы общей и социальной психологии, теории личности, психология семьи и основы сексологии, психология управления и конфликтология, соционика (типоведение), основы социально-психологического и бизнес-тренинга, основы психологического консультирования, основы общей и визуальной психодиагностики, психология влияния.
Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, тренинговых, психотерапевтических и супервизионных групп. Участники получают комплект учебно-методических материалов в электронном виде. Особой формой работы представлен тренингово-консультативный практикум, в рамках которого проходят супервизии, разборы учебных и производственных ситуаций, просмотр учебных фильмов, работа с диагностическими методиками.
В ходе работы применяются мультимедийные средства и широко используются компьютерные технологии, подчёркивается значение среды INTERNET для профессионального обогащения и развития личности специалиста психологического профиля. Также в период обучения перед слушателями выступают бизнес-тренера и психотерапевты различных направлений и практических подходов.
Реализация проекта
Проходила в 2004-2005 и 2005-2006 годах на базе факультета экономики и предпринимательства Межрегиональной академии бизнеса и права им.Н.Кручининой (Украина, Днепропетровск).
С ноября 2006 года начинается реализация проекта на базе факультета повышения квалификации Института непрерывного специального образования Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (Украина, Днепропетровск).
Результаты
Из 3-х групп слушателей в составе 48 человек первого сезона (2004-2005) двое участников перешли на работу в социальные службы (телефон доверия), пятеро продолжили учёбу по специальности «Психология» в ВУЗах Ш-IV уровня аккредитации, трое участников получают дополнительное образование в обучающих проектах по психотерапии (групповой психоанализ, трансперсональная психология, системная семейная психотерапия), один из участников стал организатором проекта психологической помощи и реабилитации детей, лишенных родительской опеки, четверо участников проходят индивидуальную терапию у специалистов разных подходов по факту осознания внутриличностных проблем, более десяти выпускников по окончании проекта говорили о желании повысить свой профессиональный уровень за счёт приобретения новых (в том числе и психологических знаний).
Из 2-х групп слушателей в составе 32 человек второго сезона (2005-2006) трое продолжили учёбу по специальности «Психология» в ВУЗах Ш-IV уровня аккредитации, восемь участников получают дополнительное образование в обучающих проектах бизнес-управленческой и психокоррекционной направленности, более пяти выпускников говорили о постоянном интересе к приобретению психологических знаний.
Материал, полученный в ходе работы с группами, стал основой для трёх научных публикаций автора проекта.
Реуцкий Максим Владимирович - В 2002 году с отличием закончил магистратуру Днепропетровского национального университета по специальностям "Украинский язык и литература. Психология", Днепропетровскую Школу современной психотерапии (Трускавецкий проект), работает над диссертацией. Член Украинского союза психотерапевтов, психотерапевт клиент-центрированного направления. Ведущий проекта "ПСИПОРТАЛ - столица сетевой психологии" - www.psy.piter.com (Издательский дом "ПИТЕР" - www.piter.com ). Автор семинаров-тренингов "Управленческое общение", "Анатомия конфликта", "Семейная психология", разработчик программ повышения квалификации по направлению "Практическая психология". Заместитель декана факультета подготовки и переподготовки Института непрерывного специального образования Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. Старший преподаватель кафедры психологии и социологии Днепропетровского института Межрегиональной Академии управления персоналом. Преподаваемые дисциплины: "Психология управления", "Конфликтология", "Основы психологического консультирования", "Визуальная психодиагностика", "Социальная психология". Область научных интересов: психологическое консультирование и психотерапия в сети INTERNET, профилактика манипулирования сознанием, философия и психология языка, гендерный аспект управленческой деятельности. Автор более 20 публикаций по актуальным проблемам коммуникативной лингвистики, философии языка, практической психологии и гендерной проблематике.