Номинация «Мастер-класс года для психологов» по итогам 2016 года
Все проекты номинации в 2016 году>
Реферат проекта

«Нейронаука для психолога» (лекции для психологов)

Автор:

Зачем психологу нужно знать, что мозг состоит из нейронов, которые не делятся, а они, в свою очередь погружены к глию, которая делится? Зачем ему же нужно знать, что не женщина рожает ребенка, но ребенок рождается? Оказывается, что знание того, как глиальные клетки изолируют нейроны, ведет к пониманию, что произвольность, формирующаяся у ребенка, в основе своей имеет определенный физиологический процесс, генетически закрепленный и отличающийся у разных детей. Отсутствие знаний об этом не просто затрудняет процесс обучения ребенка в школе, но ведет к стойкому нежеланию учиться не только в школе, но и позднее. 

Знание того, как ребенок движется по родовым путям, ведет к пониманию того, почему и как нужно расслабляться во время родов, чтобы не повредить ребенку. Осознание того, что современные женщины рожают, в среднем, на 2 часа дольше своих бабушек, позволит психологу быть более убедительными при работе с беременными и предлагать обоснованные рекомендации. Открытие того, что последние 10 тыс лет все сохранившиеся на земном шаре культуры делали  все, чтобы как можно позднее произошла  встреча матери с ребенком, позволит предпринять определенные действия, чтобы организовать знакомство матери с ребенком непосредственно после рождения. Оказалось, что чем позднее мать начнет кормить ребенка, тем более агрессивным он будет в дальнейшем, а мать будет менее эмпатийной. Это было выгодно сообществам, поскольку человек- единственное животное, которое воюет с помощью своих детей. Быки и носороги помещают в момент опасности детей и самок в центр стаи и защищают их клыками и рогами. Только люди отдают детей на войну, а поскольку человечество еще ни дня не прожило без  войны, то и созданы культурные механизмы, при которых матери легче расстаются с детьми, выращенными как «пушечное мясо».

Современная психофизиология, и в более широком смысле нейронаука, позволяет психологу осознанно принимать решения и давать рекомендации родителям не только в ситуациях безысходности, когда развитие чрезмерно отклонено от нормы, она позволяет предотвратить тяжелые последствия, показывая как можно помочь ребенку. Понимание того, что мозг в первый год жизни фантастически пластичен позволяет создать программу профилактики детского церебрального паралича и других неврологических  расстройств.

Благодаря антибиотикам человечество вышло из под естественного отбора, а потому оказалось перед проблемой рождения детей с новыми заболеваниями, с которыми ранее не встречались люди. Если в конце 19 века в России летом погибало 85% младенцев, и выживали самые приспособленные, то сейчас в роддоме диагноз получает 99% детей. В 1929 г. Флеминг открыл пенициллин, а в 1940 г. впервые был описан синдром Каннера. Ранее такие дети не выживали. Сейчас каждый год мы узнаем о все новых и новых заболеваниях. Нужно уметь жить в этом мире. Лекции, посвященные психофизиологии развития мозга и эффективным родам, направлены на то, чтобы научить будущих и уже состоявшихся родителей предотвращать возможные негативные последствия проблем раннего развития, рисуют возможные пути воспитания здорового ребенка.  

 

Николаева Е.И. «Физиологические роды» 

 

Николаева Е.И.  «Здоровье взрослого в зеркале детских проблем. 
Анализ новейших научных данных о развитии мозга»

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 38 читателей
  • Биологические основы формирования психики и регуляции поведения - необходимая составляющая профессиональных знаний практического психолога, чтобы знать границы возможностей психологического воздействия

  • тема интересна

  • В практической работе эти знания просто необходимы, чувствуешь себя увереннее

  • Елена Ивановна шикарный специалист и невероятный человек! А книга вообще невероятная!

  • Лекции очень доступны и понятны, узнаешь много новой информации!

  • Актуальность данного проекта несомненна. Приятно отметить тот факт, что информация преподносится в интересной, доступной форме. Желаю автору победить в данном конкурсе!

  • очень нужно для психолога

  • Елена Ивановна профессионал своего дела, она может очень многое дать психологам. Я восхищаюсь тем, как она приподносит любую тему.

  • очень интересно

  • Мне кажется, в преподавании психологии недостаточно освещается аспект нейронаук, а именно на них должны основываться новейшие психологические разработки. Такой курс позволит заполнить профессионалам пробелы в смежных науках и действовать, как психолог, еще эффективнее, еще научнее.

  • Мозг должен изучаться психологией, так как это суть одно и то же. Без достаточных знаний о работе мозга будет меньше возможностей реально

  • Очередной раз Еленой Ивановной Николаевной предложена тема увлекательной лекции. Изучив проект можно узнать очень много полезной информации. Желаю удачи этому удивительно талантливому и неравнодушному к своему делу человеку!

  • Николаева Елена Ивановна - одна из моих любимых авторов! Посещала ее семинары - не забуду их никогда, настолько онипознавательны и полезны

  • Елена Ивановна эксперт в вопросе неропсихологии. Ее лекции смотрятся на одном дыхании: все точно, ясно, понятно и невероятно полезно и познавательно!

  • Оригинальность подхода и глубина анализа

  • естественно-научный подход, объясняются физиологические механизмы в лекциях

  • Очень важная тема. Необходима для любого психолога

  • личное прослушивание

  • Отличная лекция!

  • Ценная информация для психологов, доступный формат, очень интересные и полезные лекции.

  • Лекции Елены Ивановны очень интересные, актуальные и дают возможность широкому кругу слушателей понять множество важнейших аспектов человеческой психики.

  • Очень интересные и полезные лекции. Для психологов информация просто необходима.

  • Прекрасные лекции!!! Елена Ивановна очень легко, интересно,доступно и понятно доносит до слушателя основные моменты в рождении и воспитании детей. Многие вещи для меня стали открытием.Как жаль что раньше нам не известно было столько информации которой владеем сейчас. Советую всем будущим родителям для воспитания здорового поколения детей!

  • Как всегда, Елена Ивановна, поражает своим здравомыслием, незакостенелостью своих взглядов, открытостью всему новому. В Лекциях Елены Ивановны каждый (будь он студент или профессионал) обязательно почерпнёт много полезного для себя.

  • Интересные лекции, полезны для психологов и не только

  • Интересно и важно!

  • Замечательный психолог, очень увлекательные лекции, на которые всегда хочется приходить в любое время, в любое место.

  • Лекции Елены Ивановны содержат информацию для широкого круга слушателей.

  • Прослушала лекцию Елены Ивановны, очень актуальная тема. Позволяет понять «глубинные» механизмы, лежащие в основе и определяющие психическое развитие. Рекомендую использовать в работе.

  • заинтересовала тема лекций

  • Трудно представить себе современного психолога, не принимающего во внимание именно нейрональные аспекты психики. Своевременность, современность этого курса лекций, доступность и научность изложения - прекрасное подспорье для представителей нашей профессии

  • Елена Ивановна Николаева замечательный и грамотный человек, специалист в области психологии!

  • Психологу необходимы знания из смежных наук

  • В лекциях Елены Ивановны материал подобран таким образом, что он становится инструментом для психолога. Доступность изложения позволяет понять даже самую сложную терминологию. которая и является важной для слушателя.

  • С большим удовольствием прослушала лекции Елены Ивановны, и, несмотря на то, что постоянно читаю много литературы относительно развития детей в ранний период онтогенеза, услышала много познавательных фактов, о которых ранее не знала. Обязательно познакомлю своих студентов с данным материалом в процессе занятий по возрастной и детской психологии.

  • В лекциях выдерживается четкое соотношение науки и практики, сбалансирован рациональный и эмоциональный аспекты. Мы, психологи, давно ждали такой подачи информации. Очень востребованный материал!

  • Лекции очень увлекательны! Каждое слово, каждая реплика прочувствованы и пережиты автором. Это, безусловно, достойный проект!

  • В лекциях Елены Ивановны научнообоснованно и при этом очень доступно представлены материалы на очень актуальную для современного общества проблему влияния особенностей взаимодействия родителей и ребенка в его дальнейшем развитии на психическом и соматическом уровнях.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе