- Николаева Елена Ивановна
доктор биологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Зачем психологу нужно знать, что мозг состоит из нейронов, которые не делятся, а они, в свою очередь погружены к глию, которая делится? Зачем ему же нужно знать, что не женщина рожает ребенка, но ребенок рождается? Оказывается, что знание того, как глиальные клетки изолируют нейроны, ведет к пониманию, что произвольность, формирующаяся у ребенка, в основе своей имеет определенный физиологический процесс, генетически закрепленный и отличающийся у разных детей. Отсутствие знаний об этом не просто затрудняет процесс обучения ребенка в школе, но ведет к стойкому нежеланию учиться не только в школе, но и позднее.
Знание того, как ребенок движется по родовым путям, ведет к пониманию того, почему и как нужно расслабляться во время родов, чтобы не повредить ребенку. Осознание того, что современные женщины рожают, в среднем, на 2 часа дольше своих бабушек, позволит психологу быть более убедительными при работе с беременными и предлагать обоснованные рекомендации. Открытие того, что последние 10 тыс лет все сохранившиеся на земном шаре культуры делали все, чтобы как можно позднее произошла встреча матери с ребенком, позволит предпринять определенные действия, чтобы организовать знакомство матери с ребенком непосредственно после рождения. Оказалось, что чем позднее мать начнет кормить ребенка, тем более агрессивным он будет в дальнейшем, а мать будет менее эмпатийной. Это было выгодно сообществам, поскольку человек- единственное животное, которое воюет с помощью своих детей. Быки и носороги помещают в момент опасности детей и самок в центр стаи и защищают их клыками и рогами. Только люди отдают детей на войну, а поскольку человечество еще ни дня не прожило без войны, то и созданы культурные механизмы, при которых матери легче расстаются с детьми, выращенными как «пушечное мясо».
Современная психофизиология, и в более широком смысле нейронаука, позволяет психологу осознанно принимать решения и давать рекомендации родителям не только в ситуациях безысходности, когда развитие чрезмерно отклонено от нормы, она позволяет предотвратить тяжелые последствия, показывая как можно помочь ребенку. Понимание того, что мозг в первый год жизни фантастически пластичен позволяет создать программу профилактики детского церебрального паралича и других неврологических расстройств.
Благодаря антибиотикам человечество вышло из под естественного отбора, а потому оказалось перед проблемой рождения детей с новыми заболеваниями, с которыми ранее не встречались люди. Если в конце 19 века в России летом погибало 85% младенцев, и выживали самые приспособленные, то сейчас в роддоме диагноз получает 99% детей. В 1929 г. Флеминг открыл пенициллин, а в 1940 г. впервые был описан синдром Каннера. Ранее такие дети не выживали. Сейчас каждый год мы узнаем о все новых и новых заболеваниях. Нужно уметь жить в этом мире. Лекции, посвященные психофизиологии развития мозга и эффективным родам, направлены на то, чтобы научить будущих и уже состоявшихся родителей предотвращать возможные негативные последствия проблем раннего развития, рисуют возможные пути воспитания здорового ребенка.
Николаева Е.И. «Физиологические роды»
Николаева Е.И. «Здоровье взрослого в зеркале детских проблем.
Анализ новейших научных данных о развитии мозга»