«Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет» (методическое пособие)
Актуальность
Проблема сохранения психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, их эмоционального благополучия относится к числу наиболее актуальных проблем современной науки и практики.
За последнее время возросло количество детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру психических процессов: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала и т.д.
В работе с такими детьми существует необходимость обеспечения полноценного психологического базиса для развития речи и познавательной сферы, а также развития и коррекции их эмоционально-волевой сферы.
Новизна
В пособии представлены современные практико-ориентированные разработки систематизированной совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога, описан алгоритм взаимодействия всех участников образовательного процесса, представлены конспекты интегрированных досугов специалистов и авторские пособия.
Основное содержание
В содержании пособия подробно раскрыта работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы и психических процессов, представлены планы мероприятий, конспекты интегрированных досугов, которые проводятся в занимательной для детей форме путешествий с использованием информационно-коммуникационных технологий. Интегрированные досуги насыщены большим количеством игр, игровых заданий, этюдов и игровых ситуаций, способствующих развитию эмоционально-волевой сферы, коррекции речевых нарушений, развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Также в пособии представлены современные практико-ориентированные формы работы с педагогическим коллективом: мастер-классы, консультации, семинары, которые позволяют повысить психолого-педагогический уровень воспитателей по проблеме развития эмоциональной и познавательной сферы детей.
С целью педагогического сотрудничества с родителями предложены семинары-практикумы «Путешествие в мир эмоций», «Ступеньки к школе», консультации, семейные проекты: «Сказки о радости», «Кроссворденок».
Представленный психодиагностический инструментарий позволяет прослеживать динамику развития дошкольников.
Особое внимание в пособии, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья, а также воспитанию таких качеств, как активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций.
Результаты, выводы
В пособии представлен анализ эффективности совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, который выявил положительную динамику развития эмоционального словаря, интонационной выразительности речи, а также узнавания эмоций и изображение их с помощью мимики и пантомимики у детей старшей группы. У детей подготовительной к школе группы видна положительная динамика развития всех психических процессов.
Взаимосвязь в работе психолога и логопеда позволяет:
- повышать эффективность коррекционной работы с детьми;
- повышать профессиональный уровень педагогов;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку семье;
- делать коррекционный процесс открытым для педагогов и родителей;
- строить коррекционно-развивающую работу в соответствии с ФГОС ДО.
От качества коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.