- Серебрякова Каринэ Арташесовна
кандидат психологических наук, психолог, психотерапевт, директор, Институт системного консультирования и тренинга, (Москва)
Организация: Московский городской психолого-педагогический университет
В консультативной и психотерапевтической работе с клиентами слово талант звучит очень часто в самых разных контекстах. Запрос на открытие таланта так или иначе фигурирует в темах, которые связаны с реализацией в трудовой деятельности. Заявки клиентов на консультативную помощь могут звучать по-разному: проблема успеха, смена или поиск работы, неудовлетворенность конкретной работой или общая неудовлетворенность выбранной сферой деятельности, поиск применения имеющихся сил и способностей в профессиональной или общественной жизни и т.д.
На данный момент не существует единой концепции, в рамках которой можно было бы дать точное определение таланта и выделить его основные характеристики. Многие исследователи склоняется к тому, что талант скорее житейское понятие, так как не существует каких-либо методов его диагностики. Но именно с житейскими представлениями психологи-практики чаще всего имеют дело.
В обыденном сознании все, что касается таланта крайне противоречиво. Например, считается, что «талант всегда дорожку найдет», но с другой стороны, его нужно открыть. Или «таланту все дается легко» и с другой стороны, без пота и труда талант не разовьется. С одной стороны, бытует мнение, что талант либо есть, либо его нет, а с другой - что любой человек талантлив. Талант связывается с творчеством, свободой, удовольствием, легкостью исполнения действий. Фактически, наличие таланта, в житейском представлении, обеспечивает человеку счастье. Поэтому он так привлекателен, поэтому его и хотят открыть, чтобы получить вдобавок и весь набор счастливой жизни.
При этом совершенно не понятно, что, собственно, нужно открывать? Что такое талант?
Целью мастер-класса является изучение феномена таланта в практическом применении, а также анализ препятствий, мешающих его реализации в трудовой, общественно-полезной и творческой деятельности.
Вместе с участниками мы анализируем:
- Что такое талант, и какие бывают таланты?
- Есть ли талант у всех людей или это удел избранных?
- Можно ли открыть и/или развить талант?
- Когда и при каких условиях он формируется?
- Может ли талант быть нереализованным?
- Что мешает реализации таланта?
Мастер-класс состоит из двух частей. В первой части мы выявляем и определяем талант при помощи проективной методики. Предлагается авторская техника с использованием ассоциативно-проективных карт.
Вторая часть посвящена разбору причин, из-за которых талант не может реализоваться в полной мере. Показана техника, основанная на методе расстановок, которая помогает в дальнейшей работе с клиентами в данной теме. Ведущий демонстрирует техники и рассказывает логику своей работы.
Мастер класс проводился в рамках программы по подготовке студентов-магистрантов на кафедре «Теоретических основ социальной психологии» в Московском городском психолого-педагогическом университете.