Номинация «Мастер-класс года для психологов» по итогам 2016 года
Все проекты номинации в 2016 году>
Реферат проекта

«Что такое талант, и нужно ли его открывать?» (мастер-класс)

Автор:

Организация: Московский городской психолого-педагогический университет

 
В консультативной и психотерапевтической работе с клиентами слово талант звучит очень часто в самых разных контекстах. Запрос на открытие таланта так или иначе фигурирует в темах, которые связаны  с реализацией  в трудовой деятельности. Заявки клиентов на консультативную помощь могут звучать по-разному: проблема успеха, смена или поиск работы, неудовлетворенность конкретной работой или общая неудовлетворенность выбранной сферой деятельности, поиск применения имеющихся сил и способностей в профессиональной или общественной жизни и т.д.
 
На данный момент не существует единой концепции, в рамках которой можно было бы дать точное определение таланта и выделить его основные характеристики. Многие исследователи склоняется к тому, что талант скорее житейское понятие, так как не существует каких-либо методов его диагностики. Но именно с житейскими представлениями психологи-практики чаще всего имеют дело.
 
В обыденном сознании все, что касается таланта крайне противоречиво. Например, считается, что «талант всегда дорожку найдет», но с другой стороны, его нужно открыть. Или «таланту все дается легко» и с другой стороны, без пота и труда талант не разовьется. С одной стороны, бытует мнение, что талант либо есть, либо его нет, а с другой - что любой человек талантлив. Талант связывается с творчеством, свободой, удовольствием, легкостью исполнения действий. Фактически, наличие таланта, в житейском представлении, обеспечивает человеку счастье. Поэтому он так привлекателен, поэтому его и хотят открыть, чтобы получить вдобавок и весь набор счастливой жизни.  
При этом совершенно не понятно, что, собственно, нужно открывать? Что такое талант?
 
Целью мастер-класса является изучение феномена таланта в практическом применении, а также анализ препятствий, мешающих его реализации в трудовой, общественно-полезной и творческой деятельности.
 
Вместе с участниками мы анализируем:
  • Что такое талант, и какие бывают таланты?
  • Есть ли талант у всех людей или это удел избранных?
  • Можно ли открыть и/или развить талант?
  • Когда и при каких условиях он формируется?
  • Может ли талант быть нереализованным?
  • Что мешает реализации таланта? 
Мастер-класс состоит из двух частей. В первой части мы выявляем и определяем талант при помощи проективной методики. Предлагается авторская техника с использованием ассоциативно-проективных карт. 
Вторая часть посвящена разбору причин, из-за которых талант не может реализоваться в полной мере. Показана техника, основанная на методе расстановок, которая помогает в дальнейшей работе с клиентами в данной теме. Ведущий демонстрирует техники и рассказывает логику своей работы.
 
Мастер класс проводился в рамках программы по подготовке студентов-магистрантов на кафедре «Теоретических основ социальной психологии» в Московском городском психолого-педагогическом университете.
 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 24 читателя
  • Очень резонирует подход автора к понятию таланта. На своём примере убедилась в справедливости предложенных гипотез: особенно той, что талант нет необходимости специально открывать, он сам активно прорывается, даже если не осознаётся. А вот достойное применение ему надо искать сознательно.

  • Очень интесная и актуальная тема! Мастер-класс то, что надо, все четко, структурировано.

  • Талантливый человек талантливо говорит о таланте. Здорово!

  • Актуальная тема, необходимо для практики

  • Очень проясняет само понятие и структурирует возможности работы с ним.

  • Тема интересна, актуальна для многих

  • Интересный и актуальный мастер-класс!

  • Интересный и актуальный для меня мастер-класс.

  • Интересный и важный для многих мастер-класс!

  • Актуально и очень интересно.

  • Актуальная тема

  • Актуальный и полезный мастер-класс. Очень понравилось!

  • Интересный и актуальный мастер-класс!

  • Интересная и очень ресурсная техника, да и сам подход к теме, имеющий четкую логику, теоретическое и практическое обоснование.

  • Тематика, безусловно, актуальна, профессионализм автора не вызывает сомнений в том, что цели мастер-класса будут достигнуты.

  • Необходимый многим семинар!

  • Очень интересная тема. Было полезно!

  • Прекрасный, актуальный и практико-ориентированный проект!

  • Понравился этот мастер-класс. Структурировано, четко, профессионально

  • Мастер-классдает новый взгляд на работу с темой. В нем выделены наиболее существенные для практика аспекты темы. Предложенная ею техника работы высокоэффективна в психотерапии и консультировании. Применяю ее в своей практической работе и вижу как это работает. Рада что существует данная разработка Каринэ Арташесовны.

  • Голосую за данный мастер-класс за его четкую и продуманную структуру, за анализ понятийных противоречий и подкрепление теории наглядной работой с людьми в реальном времени, т.е. демонстрацию самого важного - конкретного результата, который получает человек от взаимодействия с терапевтом.

  • Спасибо большое за хорошо структурированную теорию мастер-класса и новую технику работы с Ассоциативными картами. Было очень полезно и познавательно! Обязательно и с удовольствием попробую эту технику в своей работе с подростками!

  • Доходчиво представлен, логичное объяснение теоретических оснований, оригинальная практическая часть с демонстрацией метода на реальном материале группы.

  • На протяжении нескольких лет учусь и работаю с Каринэ, всегда приятно и очень продуктивно.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе