«Гендерная социализация детей и подростков в условиях психического дизонтогенеза» (монография)
Актуальность
Процесс гендерной социализации современных детей и подростков, также как и их сверстников с интеллектуальной недостаточностью и в условиях депривации – один из самых сложных и противоречивых, включающий в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой идентификации. От этого во многом зависит психологическое, социальное, духовное и нравственное здоровье ребенка, семьи и общества в целом.
Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. В последнее время наблюдается излишняя маскулинность у девочек, девушек и ярко выраженные феминные черты в поведении мальчиков, юношей. Считаем, что процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола. Следовательно, подрастающим мальчикам и девочкам необходимо знать о своем гендерном предназначении для психологического, социального, нравственного здоровья, а также для благополучия семьи и полоролевого баланса в обществе.
Новизна
Актуальность и новизна материалов монографии обусловлена прежде всего теоретической и практической неразработанностью проблемы гендерной социализации детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием. Кроме того, необходимы современные практико-ориентированные научно-исследовательские разработки действенных механизмов взаимодействия семьи и образовательного учреждения, специалистов и воспитанников в поиске особого подхода к содержанию гендерной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Значимость проекта
Основная цель монографии заключается в необходимости показать проблему гендерной/полоролевой социализации детей и подростков при нарушениях в интеллектуальном развитии и при депривации, а также выявить возможности практического применения гендерного подхода в современных условиях образования.
Материалы монографии окажут содействие повышению профессиональной компетентности педагогов и психологов в осуществлении психолого-педагогического сопровождения гендерного развития детей и подростков как с нарушенным, так и с нормативным развитием.
Основное содержание работы
В монографии представлен анализ современного состояния проблемы гендерной социализации детей и подростков с легкими нарушениями интеллектуального развития, которые негативно отражаются на эмоциональном благополучии, социальной адаптации и личностной зрелости ребенка; содержатся результаты оригинальных экспериментальных исследований автора и эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения процесса гендерной социализации. В основе монографии лежат результаты исследований, проведенных как самим автором, так и под его руководством.
Результаты, выводы
Результаты научно-теоретического и экспериментально-практического исследования по проблеме гендерной социализации детей и подростков при нарушениях в интеллектуальном развитии и в условиях депривации показали ее зависимость как от объективных, так и субъективных факторов.
Объективные трудности выражаются в социальных условиях окружения ребенка на ранних этапах его развития, так как важно, в какой социальной среде воспитывается ребенок – в семье или детском доме, в какой семье – эмоционально благополучной или неблагополучной. Нами установлено, что неблагополучная семья не способна транслировать ребенку адекватный гендерный стереотип, ребенок недостаточно положительно воспринимает себя и не выделяет гендерные характеристики, что негативно сказывается на качестве его полоролевой социализации.
Субъективные трудности обусловлены характером и степенью выраженности имеющихся нарушений в интеллектуальном развитии у детей и подростков. Нарушения их психосоциального развития, самосознания, а также часто неблагоприятные условия воспитания в семье, в детском доме не позволяют успешно формировать полоролевые представления, гендерную идентичность, эмпатические способности, так необходимые для построения нормальных семейных отношений. Полученные результаты содержат в себе показания для психолого-педагогической работы по сопровождению процесса гендерной социализации.