Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Логотерапия и экзистенциальный анализ - образовательная и просветительская программа Московского института психоанализа» (образовательно-просветительская программа дополнительного образования)

Авторы:

  • Сурат Лев Игоревич

    кандидат экономических наук, ректор, профессор кафедры экономики и менеджмента, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», (Москва)

  • Аверьянов Алексей Иванович

    Кандидат педагогических наук, проректор, доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии, Московский институт психоанализа, (Москва)

  • Вульфсон Екатерина Геннадьевна

    куратор, Центр Виктора Франкла, г. Санкт-Петербург, (Санкт-Петербург)

  • Леонтьев Дмитрий Алексеевич

    доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», (Москва)

  • Суворов Александр Васильевич

    доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Штукарева Светлана Владимировна

    руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа, Московский институт психоанализа, (Москва)

Организация: НОЧУ ВО «Московский институт Психоанализа»

Данная программа дополнительного образования в объеме 502 часов является образовательно-просветительской, и в этом ее особенность и новизна, так как она не ограничивается необходимостью передачи знаний, формированием навыков и умений, но и ставит перед собой задачу формирования мировоззрения духовной личности, способной и готовой к проведению разнообразных просветительских мероприятий, ориентированных на регуманизацию психологии, воспитание «упрямства духа» и человечности. По сути эта программа – модель для преподавания логотерапии, основанная на трудах В. Франкла, Э. Лукас, А. Баттиани, примерах из практики, а также инициирующая просветительскую деятельность, как неотъемлемую часть логотерапии в практике жизни.

Мы исходим из того, что стать логотерапевтом можно только в том случае, когда происходит не только изучение необходимого научного и учебного материала и апробация навыков в контексте учебного консультирования и терапии под супервизиями, но и происходит формирование «логотерапевтического» мировоззрения, проживание логотерапии в контексте собственной жизни, по сути логотерапевтичным становится само бытие, поэтому изрядную роль играют внеучебные, внеаудиторные формы педагогической практики и просвещения. На наш взгляд, в этом может заключаться актуальность современного образовательного процесса.

В этой связи в рамках курса помимо образовательного процесса как такового, мы делаем упор на реализацию конкретных действий, направленных на осмысленное бытие слушателей, что косвенно является и результатом освоения программы (об этом можно подробно узнать из Программы, прилагаемой к данному проекту).

Все это не просто активность института, а отражение сути логотерапии, так как данный курс не только дает знания и навыки, но он и меняет жизнь человека, который в свою очередь меняет мир вокруг себя, что является отражением основной идеи логотерапии – самотрансцендирующего бытия. 

В результате освоения программы обучающийся должен:

Знать:

  1. О многообразии форм человеческого знания, путях развития психотерапии, объективной необходимости перехода к логотерапии, ее становлении.
  2. Основные положения, изложенные В. Франклом относительно структуры личности, условиях формирования личности, ее свободе и ответственности.
  3. Биографические данные и этапы жизненного пути В. Франкла, о практике бытия как способе отношения человека к миру.
  4. Способы терапевтического взаимодействия, принципы формирования ответственности терапевта и клиента в терапевтическом процессе.

Уметь:

  1. Самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать концепцию димензиональной онтологии, духовной составляющей личности.
  2. Оперировать научными знаниями относительно формирования картины человека согласно В. Франкла, использовать это в выработке стратегии терапевтического взаимодействия с клиентом.
  3. Работать с современной научной литературой; готовить домашние задания в виде ответов на предложенные вопросы, или рефераты по изучаемым проблемам; творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать литературные источники, делать выводы и обобщения, участвовать в дискуссиях.
  4. Использовать техники и методы логотерапии.

Данная программа рекомендована Институтом Виктора Франкла (Вена) в качестве базового курса логотерапии и экзистенциального анализа, а Московский институт психоанализа является единственным аккредитованным учебным заведением в области логотерапии и экзистенциального анализа в России.

 

Фрагмент лекции профессора А. Баттиани

 

Фрагмент лекции профессора Леонтьева Д.А.

 

Штукарева С.В. «Игольное ушко настоящего, что имеет смысл»

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе