«Раннее когнитивное развитие: новый взгляд» (монография)
1. Проект года в психологической науке: монография Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».2006. 464 с.
2. Новое решение проблем когнитивного развития заставляет пересмотреть многие устоявшиеся положения общей психологии. Знание человека не образуется постепенно на основе сенсомоторного опыта. С самого начала жизни младенец наделен способностью к репрезентации, не практическая деятельность ребенка порождает ментальный опыт, а способность вычленять организацию физического и социального мира, способность к репрезентации направляет и управляет практическими действиями. Актуальность основана на фундаментальности разработки проблем природы психического. Традиционные решения в психологии (проблема восприятия и действия, восприятия и мышления, высших и низших психических функций и другие) пересматриваются с позиций онтогенетических исследований, предопределивших революцию в психологии. Это новый взгляд на старые проблемы с позиций новых гипотез и эмпирических данных.
3. Социальная значимость монографии состоит в том, что эта фундаментальная работа, построенная на самых современных подходах и методах, выделяется из обилия книг прикладной, образовательной направленности, посвящена ранним этапам онтогенеза человека, что также остается пробелом в отечественной науке. Отсюда проистекает ее социальное значение и практическое применение. Научная новизна монографии определяется как новизной разрабатываемой темы, так и новизной решений.
4. Монография представляет самый современный уровень когнитивной психологии развития. Автор представила широкий диапазон рассматриваемых проблем: от анализа восприятия в младенчестве до становления человека как субъекта собственной деятельности. Однако, несмотря на разнообразие проблем, затрагиваемых в книге, ясно выступает единство и связанность обсуждаемых тем. Автор показывает преемственность самых ранних уровней психической организации и сложных, более поздних, их единство и интегративность.
Академик А.С.Батуев в своей рецензии на книгу в «Психологическом журнале» №1, 2007 г. отмечает, что: «Рецензируемая книга – безусловно пионерская и значительная для понимания психологии развития, богатая идеями, гипотезами, революционными решениями. (с.67).
Наиболее значительными представляются гипотеза о единстве восприяития, репрезентации и действия, выделение гетерогенности и гетерохронности субсистем в развитие этой единой динамической системы, разработка антципипирующего характера не только восприятия, но и всего психического развития, идеи преемственности уровневой организации в раннем онтогенезе человека, проблемы становления понимания, выделение уровней становления субъектности человека, с самого рождения. Теоретические гипотезы аргументируются большим экспериментальным материалом, полученным автором за десятилетия работы. Для развития психологии данная монография вносит существенный вклад в мало разработанные области психологического знания и предлагает пересмотр традиционных представлений психологии.
5. Цель данной монографии - представить самый современный уровень теоретико-эмпирических разработок в психологии раннего возраста, когнитивного развития.
6. Работа адресована психологам и всем специалистам, разрабатывающим проблемы психического развития человека, преподавателям психологии развития и общей психологии.
7. В монографии впервые проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии. На материале собственных экспериментальных исследований и работ последних лет в когнитивной психологии выделены принципиальные революционные изменения по ряду ключевых проблем психологии: природа знаний человека, соотношение восприятия, действия, механизм базовых знаний, основы понимания психического Другого, генезис становления субъекта, роль генетических и средовых детерминант в когнитивном развитии. Новое решение проблем когнитивного развития заставляет пересмотреть многие устоявшиеся положения общей психологии. Знание человека не образуется постепенно на основе сенсомоторного опыта. С самого начала жизни младенец наделен способностью к репрезентации, не практическая деятельность ребенка порождает ментальный опыт, а способность вычленять организацию физического и социального мира, способность к репрезентации направляет и управляет практическими действиями. Восприятие, действие и репрезентация рассматриваются в едином континууме взаимодействия. Существуют две функциональные субсистемы: управления восприятием- действием и опознания, имеющие свои особенности (в ментальном коде, системе координат, степени осознанности и предвосхищении событий). Они развиваются гетерохронно в онтогенезе человека. Аргументируется гипотеза о возможности выделения уровней развития субъекта на основе становления его способности понимания физического и ментального мира (от уровней протосубъектности к агенту и субъекту взаимодействия). С позиций психогенетических исследований раннего когнитивного развития пересматриваются представления о детерминации развития интеллекта, психомоторных способностей, речи, критических периодов развития. Монография состоит из 9 глав, введения, заключения и списка литературы. Монография относится к фундаментальным исследованиям и направлена на решение принципиальных проблем когнитивной психологии развития.
8. Монография - это новый взгляд на раннее когнитивное развитие, прослежены изменения по ключевым аспектам основ человеческого знания, показаны революционные изменения в представления о природе становления понятий, соотношении восприятия , действия и репрезентаций, разработаны представления о базовых уровнях понимания психического Своего и Другого, уровнях субъектности. Результаты подтвердили и обосновали не только принципы антиципации, непрерывности, континуальности развития, но и нарастания дифференциации, которые демонстрируется как в становлении категоризации, эффектах антиципации, так и расчленении модели психического.