Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2016 года
Все проекты номинации в 2016 году>
Реферат проекта

«Арт-терапевтическая мастерская в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних» (комплекс психокоррекционных и реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом)

Авторы:

Организация: Федеральное казенное учреждение «Ижевская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике»

Актуальность проекта

Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности. «Формирование «идентичности» рассматривается как результат распада «детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я». Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков». Кроме того, подростки, находящиеся в конфликте с законом, характеризуются повышенной конфликтностью с окружающими, узостью интересов, жесткостью поведенческих стереотипов, слабыми прогностическими способностями и нарушениями эмоционально-волевого регулирования поведения. 

Для помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, в исследовании собственного взгляда на мир, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в овладении своим собственным поведением, необходимо использование арт-терапевтических технологий. О возможностях арттерапевтов писал еще К. Тисдейл: «Чем лучше клиент – правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».

Исходя из возможностей и особенностей использования различных арт-терапевтических методов, становится возможным создание специальной мастерской, предоставляющей воспитанникам колонии возможность через экспериментирование материалами исследовать и корректировать свое поведение. В настоящее время таких студий в закрытых учреждениях для несовершеннолетних нет, и арт-технологии на систематической основе не используются. 

Цель проекта

Реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  1. Внедрение инновационных технологий в систему реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
  2. Проведение тематически ориентированных терапевтических групп и открытых студийных занятий с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в колонии.
  3. Обобщение и распространение положительного опыта реализации проекта (обучающие семинары, конференция для специалистов учреждений ФСИН и др.). 

Содержание работы

Целевая группа:

  1. Несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступления.
  2. Специалисты Ижевской воспитательной колонии, УФСИН России по УР, сотрудники территориальных органов ФСИН России.
  3. Специалисты организаций, проводящих профилактику правонарушений, и студенты-психологи Удмуртского государственного университета.

Мероприятия проекта были реализованы в три этапа при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1 этап – подготовительный:

  • привлечение к участию в Проекте несовершеннолетних правонарушителей, студентов-добровольцев;
  • подготовка площадки для арт-терапевтической мастерской;
  • социально-психологическая диагностика подростков;
  • обучение специалистов внедряемым методикам по программам «Проективный тест «Картина мира», «Песочная терапия» в НОУ ДПО Институт практической психологии «Иматон»;
  • обучение волонтеров и специалистов использованию техник арт-терапии, песочной терапии, куклотерапии.

2 этап – основной:

  • проведение занятий в арт-терапевтической мастерской; 
  • освещение работы арт-терапевтической мастерской в СМИ и отраслевых изданиях.

3 этап – заключительный:

  • анализ результатов деятельности по Проекту;
  • 21 – 23 июня 2016 года проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Свобода арт-терапии в несвободных условиях»;
  • издание сборника тезисов конференции. 

Результаты

Количественные результаты

Участие приняли 61 подросток.

Проведено 66 групповых занятий в режиме тематически-ориентированной группы и 23 занятия в виде «открытой студии». В обучающих семинарах участие приняли 110 человек. Фризлайт и коррекция образа «Я» посредством арт-терапии рекомендованы к внедрению в пенитенциарных учреждениях.

Качественные результаты

У воспитанников колонии диагностированы следующие изменения:

  • изменение образа Я и образа мира, 
  • улучшение эмоционального отношения к себе, к миру, 
  • снижение уровня конфликтности подростков,
  • повышение уровня эмоционально-волевого самоконтроля.

Мультфильм «Пластилиновая Олимпиада»

Мульфильм снят в процессе работы с Образом «Я» в арт-мастерской подростками, отбывающими наказание в Ижевской воспитательной колонии.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 30 читателей
  • Использование методов АРТ-терапии в работе с подростками реально дает результат.

  • На мой взгляд, проект интересный, и что немаловажно - актуальный. Когда психика еще гибкая и поддается коррекции и развитию, помощь, оказанная психологом может стать той самой "ступенькой" возвращения в социум. Поддерживаю этот проект!

  • интересный опыт в области пенитенциарной психологии.

  • данная авторская работа является наиболее актуальной в пенитенциарной системе.

  • единственная работа из пенитенциарной системы

  • Голосую, потому что проект единственный из представленных, который используют в пенитенциарной системе и доказал свою эффективность

  • Эффективность - налицо! Арт-технологии - большое подспорье в деятельности пенитенциарного психолога

  • Актуально, интересно, ново!!!

  • Работающий проект. Доступный для реализации всем неравнодушным практикам.

  • Интересная и актуальная работа, а главное практически применима в пенитенциарных учреждениях.

  • Данное пособие весьма интересно для прочтения и глубокого изучения психологии. Все написано доступным и простым слоном.

  • Интересный проект, актуальный. Понравились разработки и методы, использованные в реализации проекта.

  • Рабочий проект. Грамотно разработан, актуален и востребован.

  • Всегда радуюсь, когда узнаю о реальной, а не бумажной работе психолога в отечественной тюрьме.

  • Очень необходимые в работе техники с немотивированными подростками, пробовали использовать в УИИ и СИЗО отлично пошли. Многие психологи сейчас изучают именно арт-техники как метод диагностики и коррекции.

  • Тема актуальна для пенитенциарных психологов

  • Инновационный подход в рамках изучаемой темы. Тема актуальна, полностью раскрыта, доступна для понимания и внедрения в деятельность в воспитательных колоний.

  • Тема является актуальной для современной пенитенциарной психологии. Соответсвует задач, стоящим перед пенитенциарной системой в рамках Концепции развития УИС до 2020 года. Тема раскрыта, научно обоснованна и может быть внедрена в практику психологов, осуществляющих деятельность с несовершеннолетними, приступившими закон.

  • Работа направлена на развитие личности подростка, совершившего правонарушение,а в перспективе на профилактику рецедивной преступности

  • Работа с несовершеннолетними в пенитенциарной системе является очень важной и актуалтнпц еа сегодняшний день.

  • Работа в закрытых учреждениях сложна и специфична. Представленные материалы большое подспорье практическим психологам

  • в програме представлен большой аспект инструментов в работе с несовешеннолетними в пенитенциарном учреждении.

  • Тема интересная, есть желание продолжить работу в этой сфере.

  • Очень сложная категория для работы, высокая результативность проекта

  • Очень грамотно и структурированно представлен материал. Тема актуальна, социально востребованна.

  • считаю, данный проект уникальным, так как

  • Актуальная, востребованная тема практикующим психологам.

  • я видела, как работали психологи в рамках этого проекта, как мальчишки, даже самые буки, раскрывались на занятиях. Это здорово. Я уверена, что это и правда им помогает!

  • Надеюсь, наша работа принесет пользу всем участникам проекта и в первую очередь - ребятам

  • Судя по описанию, проделана огромная работа с трудной категорией ребят. Надеюсь, во благо!

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе