«Арт-терапевтическая мастерская в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних» (комплекс психокоррекционных и реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом)
Актуальность проекта
Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности. «Формирование «идентичности» рассматривается как результат распада «детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я». Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков». Кроме того, подростки, находящиеся в конфликте с законом, характеризуются повышенной конфликтностью с окружающими, узостью интересов, жесткостью поведенческих стереотипов, слабыми прогностическими способностями и нарушениями эмоционально-волевого регулирования поведения.
Для помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательной колонии, в исследовании собственного взгляда на мир, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в овладении своим собственным поведением, необходимо использование арт-терапевтических технологий. О возможностях арттерапевтов писал еще К. Тисдейл: «Чем лучше клиент – правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».
Исходя из возможностей и особенностей использования различных арт-терапевтических методов, становится возможным создание специальной мастерской, предоставляющей воспитанникам колонии возможность через экспериментирование материалами исследовать и корректировать свое поведение. В настоящее время таких студий в закрытых учреждениях для несовершеннолетних нет, и арт-технологии на систематической основе не используются.
Цель проекта
Реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Задачи
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:
- Внедрение инновационных технологий в систему реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
- Проведение тематически ориентированных терапевтических групп и открытых студийных занятий с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в колонии.
- Обобщение и распространение положительного опыта реализации проекта (обучающие семинары, конференция для специалистов учреждений ФСИН и др.).
Содержание работы
Целевая группа:
- Несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступления.
- Специалисты Ижевской воспитательной колонии, УФСИН России по УР, сотрудники территориальных органов ФСИН России.
- Специалисты организаций, проводящих профилактику правонарушений, и студенты-психологи Удмуртского государственного университета.
Мероприятия проекта были реализованы в три этапа при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
1 этап – подготовительный:
- привлечение к участию в Проекте несовершеннолетних правонарушителей, студентов-добровольцев;
- подготовка площадки для арт-терапевтической мастерской;
- социально-психологическая диагностика подростков;
- обучение специалистов внедряемым методикам по программам «Проективный тест «Картина мира», «Песочная терапия» в НОУ ДПО Институт практической психологии «Иматон»;
- обучение волонтеров и специалистов использованию техник арт-терапии, песочной терапии, куклотерапии.
2 этап – основной:
- проведение занятий в арт-терапевтической мастерской;
- освещение работы арт-терапевтической мастерской в СМИ и отраслевых изданиях.
3 этап – заключительный:
- анализ результатов деятельности по Проекту;
- 21 – 23 июня 2016 года проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Свобода арт-терапии в несвободных условиях»;
- издание сборника тезисов конференции.
Результаты
Количественные результаты
Участие приняли 61 подросток.
Проведено 66 групповых занятий в режиме тематически-ориентированной группы и 23 занятия в виде «открытой студии». В обучающих семинарах участие приняли 110 человек. Фризлайт и коррекция образа «Я» посредством арт-терапии рекомендованы к внедрению в пенитенциарных учреждениях.
Качественные результаты
У воспитанников колонии диагностированы следующие изменения:
- изменение образа Я и образа мира,
- улучшение эмоционального отношения к себе, к миру,
- снижение уровня конфликтности подростков,
- повышение уровня эмоционально-волевого самоконтроля.
Мультфильм «Пластилиновая Олимпиада»
Мульфильм снят в процессе работы с Образом «Я» в арт-мастерской подростками, отбывающими наказание в Ижевской воспитательной колонии.
- Статья Владимировой О.В., Тельновой Л.Г. в сборнике "Свобода арт-терапии в несвободных условиях (при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции 21 - 23 июня 2016 года" pdf, 472.2 Кб
- Статья Лукшиной О.Ю. в сборнике "Свобода арт-терапии в несвободных условиях (при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции 21 - 23 июня 2016 года" pdf, 587.4 Кб
- Статья в Вестнике Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (с.47-49)
- ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской республике: пресс-релиз по итогам научно-практической конференции
- Кировский ИПКР ФСИН России: пресс-релиз по итогам научно-практической конференции