- Гришанина Анастасия Николаевна
(Санкт-Петербург)
Организация: СПбГУ
Учебное пособие учитывает требования Гособрстандарта высшего профессионального образования по специальности «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Пособие задумывалось в помощь обучающимся по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы» в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (магистратура, 1 курс). В ходе написания книги автор стал грантозаявителем Фонда Потанина как создатель методики «Я – преподаватель» (2014 г.); а в аспирантуре добавились учебные дисциплины психолого-педагогического профиля. Поэтому учебное пособие служит целям систематизации знаний по основам психологии журналистики, психологии личности, а также ориентирует будущего исследователя-преподавателя в широком круге общих проблем подготовки кадров высшего звена. В целом применяется интегративный подход к психологии и педагогике высшей школы как междисциплинарной области знания.
По задумке автора, учебное пособие призвано расширить разделы, входящие в состав учебных программ аспирантуры («Психология профессионального общения», «Технологии профессионально-ориентированного обучения», «Психология студенчества» и др.). Составной его частью является знакомство обучающихся с авторской методикой «Я – преподаватель», практикум составлен как свод упражнений для практических занятий и тренингов. Глоссарий имеет вспомогательное значение. Автор проработал большой массив работ, с использованием публикаций российских и иностранных авторов, посвященных данной проблематике. Дисциплины данного профиля читаются автором более 10 лет, есть десятки научных публикаций по теме проекта.
Пособие состоит из четырех разделов.
Раздел 1 «Современные образовательные системы» характеризует предмет и задачи дисциплины; описывает основные черты высшего образования в России в прошлом и в настоящее время.
Раздел 2 «Краткая история педагогического процесса» дает общий абрис основных направлений и форм педагогики и педагогической мысли в разные исторические периоды (античность, Средние века, Возрождение, Советский период, Современность).
Раздел 3 «Психолого-педагогическое проектирование» знакомит с современными педагогическими технологиями, их классификацией; акцентируется внимание на наиболее эффективных видах технологий в современном образовательном процессе высшей школы. В данном разделе описаны этапы и формы педагогического проектирования.
Раздел 4 «Педагогические коммуникации» обучает коммуникативной культуре, стилям и моделям общения педагога высшей школы, а также характеризует психологию студенчества, структуру личности студента; описывает превентивные механизмы эмоционального выгорания в профессии. Методический уровень материала был адаптирован к образовательным технологиям.
Пособие предназначено для магистрантов и аспирантов, а также студентов, слушателей курсов повышения квалификации, специалистов в области педагогики и психологии, ораторского мастерства, имиджмейкеров, тренеров-консультантов.