- Володина Юлия Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент, (Брянск)
- Матяш Наталья Викторовна
Доктор психологических наук, директор Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского" (Брянск)
Организация: ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского"
Актуальность проекта
Жестокое обращение с детьми является одной из актуальных проблем общества. В результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ценностей за последние десятилетия в России резко увеличилось число неблагополучных семей, в том числе семей, допускающих жестокое обращение с детьми, не обеспечивающих минимально необходимых условий для их жизнедеятельности и полноценного развития.
Семья по праву считается важнейшим институтом социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с окружением, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Именно семья закладывает фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. В связи с этим, те дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, автоматически попадают в категорию самой незащищенной и уязвимой социальной группы. Исследования ряда ученых доказывает, что жесткое обращение с детьми в семье является основной причиной отклоняющегося, девиантного поведения детей и подростков.
Самые тяжелые последствия жестокого обращения заключаются в причинении вреда здоровью ребенка, его социальному и психическому развитию. Такие дети подвержены постоянным страхам, стрессам, бояться повторения кризисной ситуации, что способствует формированию комплекса «жертвы» и деградации личности. Отсутствие базового чувства безопасности ведет к широкому спектру эмоциональных расстройств – от беспокойства и замкнутости до гнева и неконтролируемого аффективного поведения. Вырастая, дети и подростки, пережившие жестокое обращение и насилие, чаще сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами, включая депрессию, алкоголизм, наркоманию, склонность к суициду, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Исходя из этого, своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание им квалифицированной психологической помощи позволяет ребенку справиться с травмой и выработать адаптивные способы реагирования на сложившуюся жизненную ситуацию. Применение современных психологических средств, форм и приемов работы с детьми, находящимися в трудной (кризисной) жизненной ситуации, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье, позволяет актуализировать имеющиеся у них адаптационные ресурсы и сформировать позитивные модели поведения в обществе. Условия психологической гостиной позволяют переориентировать личность на позитивное восприятие жизненных ценностей и положительную трансляцию личностных характеристик в окружающую социальную среду.
Исследовательская база проекта
Исследование проводилось в 2014-2015 гг. на базе экспериментальных областных площадок Департамента образования и науки Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в рамках Гранта Президента РФ № МК- 99.2014.6.
Результаты исследования
Проведенное исследование детей и подростков, переживших жестокое обращение в родительской семье, позволило рассмотреть проблему развития позитивных презентационных моделей поведения детей-сирот в спектральном взаимодействии кризисных жизненных ситуаций и внутренних характеристик личности, взаимовлияющих на формирование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, определить дифференцированные границы психологической помощи каждому конкретному ребенку.
В ходе исследования было установлено, что формирование стереотипного поведения детей-сирот, основывающегося на транслируемом способе психосоциального взаимодействия, определяет выбор детьми и подростками, находящимися в трудной (кризисной) жизненной ситуации, индивидуальных поведенческих стилей.
Жестокое обращение и насилие в родительской семье, а также другие жизненные ситуации, субъективно оцениваемые детьми-сиротами как трудные или кризисные, отрицательно влияют на структурные компоненты Я-концепции, способствуют формированию у них психологической неустойчивости и защитных копинг-стратегий стресс-совладающего поведения.
Психологические защиты, формируемые в процессе преодоления кризисной жизненной ситуации сиротой, оказывают значительное влияние не только на развитие личностных и характерологических черт детей и подростков, но и активизируют процессы рефлексии и децентрации, способствуя восстановлению адекватного восприятия ребенком реальности, формированию адаптивных моделей поведения, согласующихся с интересами других людей.
Исходя из полученных исследовательских данных, в качестве основной формы психологического и социального сопровождения детей-сирот, переживших жестокое обращение в родительской семье, стала психологическая гостиная, включающая комплекс мероприятий по профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, выявлению случаев высокого риска для жизни ребенка и принятия необходимых мер по его снижению, психологическому консультированию детей-сирот и их социальной адаптации в окружающей среде.
Применение специальных форм, методов и приемов психолого-педагогической работы (социально-психологического тренинга, антикризисных упражнений, психологического дебрифинга, методов активного социально-психологического обучения, социокультурного трансфера в социально-одобряемые виды деятельности и др.) способствовало нормализации психического состояния детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье, и развитию у них позитивных навыков межличностного взаимодействия. Под воздействием антикризисных средств и методов психологической работы у детей-сирот были сформированы адаптивные копинг-стратегии, направленные на совладание с трудной (кризисной) жизненной ситуацией.
Целенаправленное психологическое влияние на развитие личности ребенка, пережившего жестокое обращение и насилие в родительской семье, трансформация психологических защит способствовали формированию у детей и подростков позитивных моделей самовосприятия и презентации себя в окружающем мире, проявляющихся и транслируемых в окружающий социум через когнитивные, эмоциональные, поведенческие и презентационные характеристики личности и Я-концепции (инициативно-ответственной, когнитивно-рациональной, просоциальной, сознательно-актуализируемой).
Основные публикации по результатам исследования
1. Монография: Володина Ю.А., Матяш Н.В., Рудин М.В. Развитие позитивных презентационных моделей поведения детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье. - Брянск: ООО «Ладомир», 2015. – 200 с.
2. Учебно-методические пособия:
- Володина Ю.А., Рудин М.В., Юшкова Н.М. Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье: научно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.
- Володина Ю.А., Фещенко Е.М., Матяш Н.В. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.
3. Тренинговая программа: Володина Ю.А., Борисенкова М.В., Юшкова Н.М. Я в фокусе жизни. Тренинг по развитию позитивных презентационных моделей поведения подростков. - Брянск: ООО «Ладомир», 2015. – 100 с.
4. База данных «Информационно-дидактический комплекс - Жестокое обращение с детьми: система психологической помощи» [Электронный ресурс]. Свидетельство о гос. регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности №2015620516 от 19.03.2015 г. Авторы: Володина Ю.А., Матяш Н.В.
5. Научные статьи, опубликованные в научных рецензируемых журналах «Procedia - Social and Behavioral Sciences» (Нидерланды), «SGEM» (Болгария), «Мир образования – образование в мире», «Инновации в образовании», «Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология», «Фундаментальные исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Педагогическое образование в России», «Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований» (Россия), включенных в реферативные базы данных (Web of Science, Scopus, SSOAR, НЭБ).
6. Доклады на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях: Альбена, София (Болгария), Могилев (Беларусь), Москва, Иркутск, Сочи, Саратов, Пермь, Екатеринбург, Кисловодск, (Россия).
7. Проект был отмечен дипломами:
- Конкурса Брянской области на лучшую научную работу ученых по естественным, техническим и гуманитарным наукам «Наука области – Брянщине (Диплом I степени),
- Всероссийского профессионального конкурса «Психология – XXI» (Диплом I степени)
- III Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2015» Межрегионального центра инновационных технологий в образовании и Научной библиотеки Вятского государственного гуманитарного университета (Диплом лауреата).