- Рындина Оксана Геннадьевна
кандидат психологических наук, медицинский психолог, БУ "Республиканская психиатрическая больница" (Чебоксары)
- Иванова Оксана Юрьевна
медицинский психолог, БУ "Республиканская психиатрическая больница" Минздрава Чувашии (Чебоксары)
Организация: БУ "Республиканская психиатрическая больница" Минздрава Чувашии
Актуальность проекта
Первостепенной задачей спасателей и следственных органов при проведении поисковых мероприятий по установлению местонахождения ребенка, пропавшего в лесном массиве, определение его местонахождения и спасение. В решении данной задачи возможно применение специальных психологических знаний. Актуальностью проекта является применение знаний личностных особенностей детей, позволяющих прогнозировать поведение пропавших, вследствие чего увеличиться вероятность нахождения их за счет уменьшения площади района поисков и перераспределения имеющихся ресурсов на наиболее вероятные направления.
Научная новизна
Научная новизна проекта обусловлена определением траектории движения ребенка, оказавшегося в стрессовой ситуации на основе специфических копинг-механизмов детей, свойственных определенным характерологическим особенностям.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта определяется разработкой психологических рекомендаций по поиску детей, потерявшихся в лесном массиве, для руководителей поисково-спасательных групп. Исследование проводилось в два этапа:
В мае – июне 2015г. определялись основные подходы к разработке концепции исследования. Изучался и накапливался теоретический материал, разрабатывались практические рекомендации для руководителей поисково-спасательных групп следственного комитета.
В августе 2015г. в ходе учебно-практических занятий по взаимодействию правоохранительных органов и органов государственной власти Чувашской Республики при проведении поисково-спасательных мероприятий по установлению местонахождения ребенка, пропавшего в природной среде, отрабатывались теоретические знания. Учения проводились в лесном массиве поселка Красный Октябрь Шумерлинского района Чувашской Республики. Учения преследовали две цели – отработка навыков применения различных тактических приемов поиска ребенка, пропавшего в природной среде и отработка координации действий правоохранительных органов, органов государственной власти Чувашской Республики и психологов при решении поставленных задач.
Перед психологами была поставлена задача – определить психологический портрет ребенка, в соответствии с которым составить его предположительное поведение в стрессовой ситуации.
Основное содержание работы
В основу исследования предположительного поведения детей, оказавшихся в лесном массиве, легла типология личности детей и соответствующие ей копинг-механизмы, разработанные Грановской Р.М. и Никольской И.М. («Психологическая защита у детей». Санкт-Петербург, 2001).
Ими определены следующие типы личности детей и характерные для них копинг- механизмы: гармоничный (копинг-стратегия - «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «обнимаю, прижимаю, глажу». Для них характерна интеллектуальная переработка происходящего, принятие рационального решения), конформный ( «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «мечтаю-представляю», «обнимаю, прижимаю, глажу». Они умеют справляться с внутренним дискомфортом посредством ухода в детскую работу), чувствительный («обнимаю, прижимаюсь, глажу», «мечтаю, представляю», «молюсь». Низкая поведенческая активность), тревожный («плачу, грущу», «молюсь», «разговариваю сам с собой», «сплю», «ем или пью». Эффективно используют замещающую активность), доминирующий («бью, ломаю, швыряю», «воплю, ругаюсь, кричу», «обнимаю, прижимаюсь, глажу». Напряженность, возбудимость, низкий самоконтроль, агрессия во вне), интровертированный («поиск социальной поддержки»: «обнимаю, прижимаю, глажу», «говорю правду», «плачу, грущу», «обнимаю, прижимаюсь, глажу»), инфантильный («обнимаю, прижимаю, глажу», «смотрю по сторонам», «играю», «мечтаю», «стараюсь расслабиться», «гуляю вокруг дома», «кричу»), с задержкой интеллектуального развития (у таких детей сбой в процессе копинг-поведения происходит на этапе «первичной оценки» – когнитивного процесса с эмоциональными компонентами).
С точки зрения построения стратегии поисков заблудившегося человека большое значение имеет предположительная траектория его передвижения (Методические рекомендации по организации поиска граждан, пропавших в лесу. Москва, 2012). Возможные траектории: пребывание на одном месте с небольшими переходами и возвращение к исходной точке; прямолинейное движение и предпочтение линейным ориентирам; прямолинейное или хаотичное движение с выходом на линейный ориентир и движение по нему; хаотичное движение между линейными ориентирами; хаотичное или прямолинейное движение с пересечением линейных ориентиров.
Результаты и выводы
Результатом нашей работы являются рекомендации, касающиеся распределения вероятности пребывания пропавшего ребенка в районе поисков в зависимости от его характерологических особенностей и копинг-поведения. Пребывание на одном месте с небольшими переходами и возвращением к исходной точке будет свойственно конформному, чувствительному, тревожному, интровертированному (пассивному), инфантильному (апатичному) типам и детям с задержкой интеллектуального развития; прямолинейное движение и предпочтение линейным ориентирам (дороги, тропы, реки) – гармоничному и интровертированному (активному) типам; хаотичное или прямолинейное движение с выходом на линейный ориентир и движение по нему – доминирующему и инфантильному (моторно-расторможенному) типам; хаотичное движение между линейными ориентирами, а также хаотичное или прямолинейное движение с пересечением линейных ориентиров – доминирующему, инфантильному (моторно-расторможенному) типам и детям с задержкой интеллектуального развития.
Таким образом, применение рекомендаций по возможной траектории движения потерявшегося в лесном массиве ребенка исходя из характерологических особенностей (типа личности) и взаимосвязанных с ними копинг-механизмов считаем практически значимым для проведения поисковых мероприятий.