- Бабин Сергей Михайлович
доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологи и сексологии терапевтического факультета, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург)
Организация: организация
«Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть.
Тяжелые искупит преступленья
И укротит бушующую страсть»
Е. Баратынский
Данный мастер-класс был представлен на VIII Саммите психологов и предназначался для ознакомления психологического сообщества с относительно новым для отечественных специалистов методе психотерапии – активной музыкальной психотерапии. За имеющиеся время – примерно 1,5часа – была предпринята попытка передать основные положения длительной авторской программы (Бабин С.М., Случевская С.Ф.) «Основы музыкальной психотерапии», реализуемой в НОУ ДПО «Институт практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург).
Объединяя в себе достижения психологии, психотерапии, музыкальное искусство и медицину, музыкальная психотерапия представляет собой целенаправленное использование музыки как терапевтического средства. Музыкальная терапия «является неотъемлемой частью осознанно формируемого терапевтического отношения, в котором применяются вербальная и невербальная коммуникация, а также различные психологические средства и методы. Ее цель – способствовать восстановлению, сохранению и улучшению духовного, интеллектуального и физического здоровья человека» (Г. Г. Декер-Фойгт и др., 2011).
В настоящий момент музыкальная психотерапия широко используется в европейской и американской системах здравоохранения и психологической помощи. Она находит применение в психиатрии, неонатологии, психосоматике, терапии и реабилитации клиентов с ограниченными возможностями здоровья, неврологической реабилитация, онкологии и внутренней медицине, паллиативной медицине и хосписах, гериатрии.
В России традиционно наибольшее распространение получила преимущественно пассивная или рецептивная музыкальная психотерапия. В данном мастер-классе внимание уделено относительно новому для отечественных специалистов направлению – активной музыкальной психотерапии, включающей игру на простых в освоении музыкальных инструментах и использование голоса.
Мастер-класс предназначался для широкого круга специалистов: психологов, психотерапевтов, медицинских, социальных и музыкальных работников, музыкантов, студентов старших курсов психологических факультетов, а также всех, кто интересуется вопросами психологического и терапевтического воздействия музыки.
Мастер-класс включал информационные блоки и практические групповые упражнения, направленные на знакомство со специфическими навыками музыкальной психотерапии. После краткого исторического введения участники познакомились с базовыми понятиями музыкальной психотерапии: необходимым оборудованием кабинета музыкальной психотерапии, минимальным необходимым набором музыкальных инструментов; подходами к психологическому анализу выбора музыкального инструмента клиентом; символикой и апеллятивными особенности музыкальных инструментов (корпус, цвет, размер, форма и предполагаемое звучание); структурой музыкально-терапевтической сессии и специфическими музыкально-терапевтическими техниками работы. В заключении участники могли задать интересующие их вопросы.
Основы музыкальной психотерапии (мастер-класс)