- Слабинский Владимир Юрьевич
кандидат медицинских наук, ректор, заведующий кафедрой психотерапии и клинической психологии, АНО ДПО Петербургская школа психотерапии и психологии отношений, (Санкт-Петербург)
- Воищева Надежда Михайловна
кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе, ООО «Научно-технический центр инновационных технологий», (Санкт-Петербург)
Организация: Петербургская школа психотерапии и психологии отношений
Авторская методика «Позитивная куклотерапия» раскрывает широкие возможности использования народной куклы в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности и других сферах. В методическом руководстве описана методика последовательной активации пяти структурных архетипов в процессе изготовления народной куклы по аутентичной технологии, направленная на восстановление женской целостности и гармонизацию внутреннего мира. Также в методическом руководстве затронуты особенности использования народной куклы в групповой психотерапии, в работе с детьми и подростками. Большой массив этнографических данных, исследованных и осмысленных авторами в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии, позволяет интегрировать элементы традиционной культуры в арт-терапевтические техники и наполнять их новым символическим смыслом. Методика рассчитана на психотерапевтов, психологов, педагогов.
Методика «Позитивная куклотерапия» была представлена на ряде конференций:
- VII Санкт-Петербургский саммит психологов (Санкт-Петербург, 2013) – мастер-класс.
- Юбилейные Музейные чтения Всероссийского Историко-Этнографического Музея (25-лет ВИЭМ, Торжок, 2013) – мастер-класс.
- VI Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского (Санкт-Петербург, 2014) – доклад.
- Ночь музеев во Всероссийском Историко-Этнографическом Музее (Торжок, 2014) – мастер-класс.
- Первая Всероссийский фестиваль песочной психотерапии (Санкт-Петербург, 2015) – мастер-класс.
- IX Санкт-Петербургский саммит психологов (Санкт-Петербург, 2015) – мастер-класс.
- Музейные чтения Всероссийского Историко-Этнографического Музея (Торжок, 2015) – секционное заседание: 4 доклада и 2 мастер-класса.
Предисловие к методическому руководству
Современная культура не способствует взрослению. Во многом это вызвано тем, что в современной культуре утрачены многие мистериальные обряды, связанные с возрастными инициациями. Важно, что для прохождения инициации осознание психологических механизмов обрядовости не является определяющим, важнее субъективный опыт человека, полученный в ходе обряда. По нашему мнению, реконструкция традиционных мистериальных обрядов и воссоздание на этнографическом материале «новых/старых» методик формирования и коррекции характера является не только важной психотерапевтической задачей, но и основным перспективным направлением развития позитивной динамической психотерапии. Как связаны обряды перехода (инициации) и современная жизнь? Не являются ли архаичные обряды уделом прошлых времен, не следует ли в век интернета и нано-технологий забыть архаику Традиции? Эти вопросы часто задают родители на консультации психотерапевта. Резонные вопросы, требующие ответа.
По Арнольду Геннепу традиционная инициация состоит из трех этапов: выделение индивида из коллектива – пограничный период – реинкорпорапия в коллектив (Ван Геннеп А., 2002). Нам видится, что данная схема является универсалией, описывающей процесс взросления: ребенок – подросток – взрослый. Подобно матрешке, данная схема пронизывает всю человеческую жизнь. Ребенок имеет особый статус и находится под патронажем взрослых, подросток – бесстатусен, он находится между мирами, и, наконец, третья стадия – полноправный взрослый.
В некотором смысле, можно подметить, что в начале XXI века тема привнесения архаичных ритуальных традиций в современную психотерапию, становится все более востребованной. Данное наблюдение подтверждается, с одной стороны, появлением все большего количества специализированных терапевтических программ, в рамках которых клиентам предлагается пройти обряд инициации, с другой стороны, данная тема, вызывает все больший интерес у специалистов, стремящихся к ее осмыслению. Так как к настоящему моменту нами накоплен достаточно объемный материал, то мы планируем посвятить теме привнесения архаических обрядов в психотерапию отдельную книгу.
В данном методическом руководстве ограничимся лишь некоторыми наблюдениями. Ряд исследователей сетуют, что в условиях современного общества человек практически лишен возможности пройти обряды перехода в родной культуре, и, следовательно, либо, обречен жить невротиком, либо нуждается в наставнике из общества традиционной культуры. Последнее поддерживается туристической индустрией, представители которой подчеркивают, что только путешествие в Индию или Тибет может подарить истинно духовное перерождение. На самом деле, подобные утверждения являются заблуждением. Обряды перехода присутствуют в современной культуре, и, изменившись внешне, в достаточно полном объеме сохранили свою суть. Так со времен реформ Солона, срочная служба в армии, выполняет ритуальную функцию в развитых обществах. И служба в армии не единственный ритуал перехода, достаточно упомянуть, ритуал получения университетского диплома и ритуал «первой получки».
Современное общество многоукладно, поэтому наличие множественных дублирующих ритуалов не случайно. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что вытеснение из обихода «экзотерической» составляющей Традиции, привело к ренессансу «эзотерической» обрядовой составляющей. Последнее наиболее наглядно демонстрируется феноменом скрытых инициаций.
В 2010 году в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии нами была создана фольклорно-психологическая методика «Дары Макоши: Позитивная куклотерапия». Главная цель этой методики предоставить возможность пройти возрастные инициации с помощью арт-терапевтических техник, разработанных с учетом большого массива этнографических данных о культуре людей традиционного общества. Суть методики заключается в последовательной активации при помощи изготовления народных кукол пяти структурных архетипов, позволяющих восстановить женскую целостность. Особенно важным нам представляется обучение методике «Дары Макоши: Позитивная куклотерапия» психотерапевтов, психологов, педагогов. Обучение данной методике включено в образовательный стандарт метода позитивной динамической психотерапии. На протяжении пяти лет методика преподается в институте практической психологии Иматон. В Санкт-Петербурге, Москве, Владивостоке, Кирове, Твери, Таллинне и ряде других городов уже появились специалисты не только владеющие методикой, активно применяющие ее в своей работе психотерапевта, психолога, педагога, но и сертифицированные для ее преподавания.
Реестр сертифицированных преподавателей позитивной куклотерапии на 2015:
- Санкт-Петербург: Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. (авторы методики).
- Москва: Жителева С.С., Марамзина А.А., Мареченкова Н.И.
- Владивосток: Тавакалова Е.Ю.
- Киров: Омарова О.В.
- Тверь: Вековешникова А.М.
- Таллинн: Олару Н.
Музейные чтения Всероссийского историко-этнографического музея в Трожке, 18 декабря 2015 года.
Музей истории Российской психотерапии (Дом Магнетизера).
Секционное заседание "Народная кукла в XXI веке: на перекрестке научных дисциплин и практик",
Обращение руководителя секционного заседания, Слабинского Владимира Юрьевича к участникам конференции
VI Чтения, посвященные памяти А.Ф.Лазурского "Культуральные и этнографические аспекты в педагогике, психологии и психотерапии"
14 марта 2014 года (Санкт-Петербург) Докладчик: Воищева Надежда Михайловна.
Тема: Фольклорно-психологическая методика «Дары Макоши: позитивная куклотерапия»