- Гусева Юлия Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, (Санкт-Петербург)
Организация: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Актуальность и новизна книги
На современном этапе развития общества считается недопустимым проявление в обществе дискриминации людей по какому либо признаку (возрасту, национальности), в том числе по половому признаку. Во многих странах успешно функционируют Комиссии и Комитеты по гендерному равенству. Однако проявления сексизма (дискриминации по признаку пола) до сих пор встречаются и даже иногда считаются оправданными и нормативными. Так, одним из проявлений гендерной дискриминации можно считать принципиально различное воспитание мальчиков и девочек, без учета их индивидуальных особенностей и склонностей.
Одна из причин того, что дискриминационные практики встречаются в процессе воспитания и обучения – это недостаточная информированность родителей и педагогов.
В настоящее время гендерная проблематика достаточно хорошо разработана в научном знании. Зарубежными и отечественными учеными подготовлены монографии, практикумы, учебные пособия по вопросам, которые отражают проблемы гендерного равенства, дискриминации по признаку пола, гендерной сегрегации, гендерной социализации, формирования и распространения гендерных стереотипов и предрассудков, а также другие актуальные вопросы. Несмотря на популярность гендерных исследований в психологии, педагогике, социологии, политологии, филологии и других науках, специальной литературы для родителей, написанной в русле гендерного подхода, на русском языке на данный момент не представлено. Этот пробел заполняет подготовленная и изданная книга.
Основная идея книги заключается в том, что важно использовать гуманистический подход при воспитании и обучении детей. Нередко родители и педагоги оказывают существенное влияние на процесс гендерной социализации детей. Так, часто поощряются игры и те виды деятельности мальчиков и девочек, которые в обществе традиционно считаются «мужскими» или «женскими». Однако не всегда эти виды деятельности соответствуют интересам и склонностям ребенка. Ориентация на строгое выполнение ролей в соответствии с биологическим полом, поощрение только гендерно-стереотипных характеристик (активности, решительности у мальчиков и эмоциональности, пассивности у девочек) и осуждение гендерного-нестереотипного поведения детей не является благоприятным для развития личности.
Цель
Популяризация и распространение гендерных знаний среди широких слоев населения.
Этапы реализации проекта
2014 – подготовка рукописи;
Январь 2015 – редактирование рукописи, подготовка к печати;
Апрель 2015 – выпуск книги.
Результаты работы
Подготовлена и опубликована книга: Гусева Ю.Е. Нежные мальчики, сильные девочки. Воспитание, свободное от гендерных стереотипов, - СПб.: Изд-во «Вектор», 2015.
Подготовлен и регулярно проводится семинар для родителей «Воспитание мальчиков и девочек: гендерный подход».