- Есина Ольга Борисовна
(Екатеринбург)
Организация: Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я особенный "
Наличие психического заболевания у ребенка является тяжелейшим стрессом для семьи – в моральном, психологическом и материальном плане. Психологической наукой описаны феномены, с которыми сталкивается такая семья: это и интенсивные негативные переживания, которые испытывают родственники больного ребенка, и социальная изоляция, в которую погружается семья, и изменение самой структуры семьи под действием психического заболевания одного из ее членов. Члены семей испытывают хроническое эмоциональное напряжение, что зачастую становится причиной соматизации, ухудшения отношений внутри семьи и повышает риск ее распада. Чувства вины и стыда в значительной степени влияют на поведение родителей и лишь усугубляют проявление психических заболеваний. Свой негативный вклад вносит и дефицит доступной информации о природе заболевания и его влиянии на поведение и воспитание ребенка.
Цель проекта
Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с нарушениями в психической сфере.
Задачи проекта
- Предоставление родителям адекватной профессиональной информации психологического характера.
- Обучение родителей элементарным навыкам анализа и коррекции взаимоотношений в семье, а также собственного эмоционального состояния.
- Психотерапевтическая поддержка родителей детей с нарушениями в сфере ментального здоровья.
Помощь родителям осуществляется психотерапевтом в группе, состоящей из 10-12 человек. Группа комплектуется из числа родителей детей с особенностями ментальной сферы. Курс рассчитан на 8 занятий, 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 2 часа, занятия проходят в комфортных условиях. Положительное воздействие оказывают следующие факторы: получение необходимой информации, возможность общаться, делиться актуальными переживаниями, осознание универсальности человеческих переживаний, возможность помогать другим участникам, находящимся в сходной ситуации, обучение релаксационным техникам, обучение новым, более адаптивным стратегиям совладения со стрессом, развитие групповой сплоченности.
Итоговые результаты
- Улучшение психологического состояния участников за счет выравнивания фона настроения, уменьшения проявлений тревоги и депрессии.
- Оздоровление семейной ситуации в целом, что проявлялось в виде уменьшения эмоционального напряжения в семье, урежения конфликтных ситуаций и взрывных эмоциональных реакций, смещение фокуса внимания родителей, зачастую патологически фиксированного на ребенке с проблемами в ментальной сфере, на взаимоотношения с другими членами семьи.
- Улучшалось физическое самочувствие участников, что достигалось за счет уменьшения тревожных и депрессивных проявлений, освоения основ психогигиены, повышения внимания родителей к своему собственному здоровью.
- Отмечалось улучшение в состоянии детей. Родители свидетельствовали о том, что их дети становились более спокойными, реже демонстрировали негативизм, бурные аффективные реакции, в ряде случаев, за счет изменения родительских установок - формировалось новое позитивное поведение и адаптивные навыки.