«Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп» (учебное пособие)
Актуальность пособия
Актуальность проблемы, представленной в учебном пособии, определяется востребованностью в современном обществе культурных, полноценно владеющих языковыми средствами и навыками речевого общения людей, воспитание которых начинается с детства. В связи с этим особую значимость приобретает задача восстановления и развития речевого общения у дошкольников. Описанная в учебном пособии программа дополняет образовательные и коррекционные программы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях. Она разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и отражает задачи и содержание таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное», «речевое развитие» и учитывает возрастные и индивидуальные потребности детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Научная и практическая значимость
Пособие расширяет теорию и практику семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой (модификация развиваемой с 1960-х годов методики групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой) применительно к дошкольному возрасту. Раскрыты методологические, методические, коррекционно-дидактические основания для реализации задач по развитию нарушенного речевого общения у дошкольников. Предлагается эффективная модель психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами в речевом общении. Описан алгоритм взаимодействия всех участников образовательного процесса, представлен психодиагностический инструментарий для прослеживания динамики речевого общения и оценки результатов развивающей работы с дошкольниками.
Цель
Обеспечение студентов и практиков дошкольного образования методологически обоснованной, систематизированной и четко структурированной программой развития речевого общения у дошкольников, посещающих логопедические группы детских образовательных учреждений.
Аудитория, на которую рассчитано пособие - студенты, обучающиеся по направлению Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия», в том числе слушатели Центра профессионального образования;
практикующие учителя-логопеды, педагоги-психологи и воспитатели коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений; преподаватели логопедии, логопсихологии, сотрудники ППМС-центров.
Результаты
- Издано учебное пособие, позволяющее обучать студентов ТИ имени А.П. Чехова «РГЭУ (РИНХ)» по дисциплинам «Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками», «Логопсихология», «Семейная логопсихотерапия», «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи».
- Описанная в пособии Программа успешно реализуется в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения.
- Представленная в пособии Программа – лауреат VI Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», организованного ФПО России, имеет гриф «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях», Сочи, 2014.
- Материалы пособия отражены в коллективном проекте по созданию программы «Семейная групповая логопсихотерапия» (руководитель Карпова Н.Л.), которая является лауреатом VII Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», имеет гриф «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях», Сочи, 2015.
- Программа «Развитие речевого общения дошкольников логопедических групп» участвовала в Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2014 года.