Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года» по итогам 2015 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психология познавательных процессов» (курс научно-популярных видеолекций)

Авторы:

Организация: Постнаука

Общая характеристика проекта

Курс состоит из 15 научно-популярных видеолекций по психологии познавательных процессов длительностью 13-14 минут.
Цель курса – дать слушателям, не имеющим базового психологического образования, общее представление об исследованиях познания в классической и современной психологии. Видеолекции сняты и смонтированы редакционно-издательским домом «Постнаука», занимающимся популяризацией науки и разработавшим предлагаемый формат лекций. Каждая видеолекция сопровождается полнотекстовой расшифровкой. Лекции курса «Психология познавательных процессов» публиковались на портале postnauka.ru на протяжении 2015 года, количество просмотров отдельных видеолекций в зависимости от темы и времени публикации достигает 20 тысяч. Все лекции находятся в свободном доступе. В качестве завершенного курса оформлены в декабре 2015 года. Выпускающий редактор – Юлия Полевая.

Аннотация курса

В этом курсе мы попробуем сделать невозможное: поговорить обо всех познавательных процессах человека, каждый из которых достоин своего собственного курса. Мы обсудим эти процессы, сгруппировав их в два класса вслед за петербургским психологом Л.М. Веккером: с одной стороны, собственно познавательные процессы, которые дают нам представление о мире – ощущение, восприятие и мышление; с другой стороны, процессы «сквозные», пронизывающие наше познание и задающие ось психологического времени – память, внимание и воображение.
Одна из проблем психологии как науки состоит в том, что она оперирует теми же словами, что и обыденный язык. Каждый из нас по своему опыту знает, что такое память, что такое внимание, что такое ощущение – но в своей повседневной жизни мы пользуемся этими словами не всегда в том смысле, в котором их используют ученые-психологи, вынужденные чётко очерчивать и определять область своих исследований, обеспечивая возможность накопления и передачи знаний.
Поэтому мы будем начинать с определений. Следующий шаг любой науки – систематизация явлений. Мы выделим основания для классификации отдельных познавательных процессов и немного поговорим о том, что известно об их разновидностях. Мы также постараемся обсудить экспериментальные исследования, позволившие психологам приблизиться к пониманию ошибок памяти, ограничений внимания, иллюзий восприятия и условий решения творческих задач.
В этом вводном курсе почти не будет теорий и объяснительных моделей. Кроме того, мы не будем говорить о процессе использования языка – речи, которая регулирует человеческое познание (Л.М. Веккер включает её в число «сквозных» процессов) и особенно тесно связана с мышлением: даже краткому введению в проблему речевого мышления и исследования понятий пришлось бы посвятить отдельную лекцию. Но общее представление о многообразии познавательных процессов человека и об их изучении в психологии как науке слушатель непременно получит.
 
Лекция 1. Познавательные процессы человека
 
 
Лекция 2. "Когнитивная революция" в психологии
 
 
Лекция 8. Исследования мышления в когнитивной психологии
 
 
Лекция 15. Виды воображения
 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе