- Штефан Наталья Александровна
(Санкт-Петербург)
- Щепилова Светлана Николаевна
социальный педагог, ГБОУ школа №584 "Озерки", (Санкт-Петербург)
- Япеева Ирина Евгеньевна
педагог-психолог, ГБОУ школа №584 "Озерки", (Санкт-Петербург)
Организация: ГБОУ школа №584 "Озерки" для детей с НОДА
В течение трех лет специалистами школы ГБОУ №584 «Озерки» осуществлялась работа по развитию эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с детским церебральным параличом (ДЦП)) через создание серии самодельных мультипликационных фильмов «Азбука эмоций». Результатом нашей деятельности стало создание четырех мультфильмов о базовых эмоциях: «Про грусть», «Про радость», «Про страх», «Про злость».
Актуальность
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдается недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы: ограничено количество знаний об основных эмоциях, наблюдаются трудности при установлении причинно-следственных связей их возникновения, затруднена вербализация своего эмоционального состояния, личный эмоциональный опыт детей уплощен и в значительной мере искажен. В связи с этим необходимо проведение специальной коррекционной работы с детьми и подростками по развитию их эмоциональной сферы.
Процесс создания мультфильма позволяет включить разнообразные виды деятельности, обеспечивает решение психологических, педагогических и коррекционных задач. Кроме того, для детей с двигательными нарушениями огромное жизнеутверждающее значение имеют те достижения, которые были сделаны непосредственно их руками.
Цель
Создание мультфильмов для актуализации и систематизации знаний об эмоциях «грусть», «радость», «страх», «злость» через творческую самореализацию учащихся, для дальнейшего использования на индивидуальных и групповых психокоррекционных занятиях с детьми и подростками с ОВЗ.
Результат
При создании мультфильмов каждый ребенок чувствует себя важным звеном общей системы, от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. В процессе работы дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние, понимать чувства окружающих детей, у них формируются представления о способе выражения эмоций, умение управлять собой.
Наши мультфильмы являются результатом детского творчества, «говорят на детском языке», поэтому они близки, понятны и доступны другим детям. Они создают атмосферу безопасности и доверия, мотивируют детей на создание собственных творческих работ, могут стать первым шагом для развития рефлексии, началом дискуссии о своих эмоциях и ситуациях их вызывающих.
Мы считаем данную работу перспективной, поскольку с одной стороны - она может быть реализована с различными возрастными группами детей, с учетом их особенностей и возможностей; с другой стороны – она является эффективным приемом в рамках новых технологий развивающего обучения. Кроме того, она результативна, т.к. в процессе деятельности создаются уникальные, сделанные детьми наглядно-демонстрационные мультимедийные пособия, которые могут быть использованы в коррекционной работе педагогами-психологами других образовательных учреждений.
"Про грусть"
"Про злость"
"Про страх"
"Про радость"