- Коданева Михалина Сергеевна
старший преподаватель кафедры общей психологии, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, (Вологда)
Гуманизация системы исполнения наказаний в России требует активного участия психологов в решении специфических задач, связанных с сопровождением осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также персонала пенитенциарных учреждений. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы (УИС) действует в сложных условиях правовой регламентированности и экстремальности, следовательно, уровень профессионализма психологов должен быть достаточно высок. Однако на сегодняшний день обеспеченность психологической службы специалистами с профильным образованием не достаточна. Большие трудности у психологов вызывает адаптация к специфическим условиям деятельности в пенитенциарном учреждении. С особой остротой переживается ими конфликт профессиональных и служебных ролей, альтернативных по своему содержательному наполнению. Таким образом, проблема профессионализации психологов в системе предстает, прежде всего, как проблема становления их профессиональной идентичности.
Обоснована ведущая роль профессиональной идентичности в обеспечении оптимального функционирования психологов в условиях пенитенциарных учреждений, выявлены проблемы ее становления у психологов УИС в период обучения в ведомственном вузе и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность определена как интегральное качество личности профессионала, особая форма организации опыта бытия личности в профессии, которая раскрывается через систему функциональных, ценностно-смысловых, ролевых и временных образующих. Осуществленный в работе анализ характеристик профессиональной идентичности в соотношении с условиями, их определяющими, вносит вклад в психологию становления профессионала. Практическое значение исследования состоит в обосновании возможности формирования у психологов УИС адекватной профессиональной идентичности посредством организации системы сопровождения в период обучения в ведомственном вузе и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности. Разработан комплекс методов для изучения профессиональной идентичности психологов.
Впервые исследованы особенности профессиональной идентичности психологов УИС. Процесс становления профессиональной идентичности представлен через изменения в системе ее характеристик – функциональных (вовлеченность в деятельность и удовлетворенность ею), ценностно-смысловых (профессиональные ценностно-смысловые ориентации), ролевых (структура профессионально-ролевых идентификаций) и временных (согласованность временных «модусов» профессионального образа Я). На основе анализа структурно-динамических характеристик профессиональной идентичности психологов УИС выделены и описаны этапы ее становления. Определен значимый для становления профессиональной идентичности психологов УИС фактор – специфичное для каждого этапа сочетание внешних и внутренних условий, которое определяет его центральное противоречие («драму»), вызванное необходимостью согласования служебных и профессиональных ролей.
Цель– исследование становления профессиональной идентичности психологов УИС для дальнейшей разработки программ сопровождения профессионалов в системе.
Аудитория: психологи, преподаватели и курсанты ведомственных вузов, практические психологи УИС, сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Основное содержание работы
В первой главе представлены результаты теоретического анализа зарубежных и отечественных подходов к изучению идентичности и самосознания, в рамках которых складывались представления о профессиональной идентичности (ПИ). Понятие ПИ проанализировано с позиций субъектно-деятельностного и системного подходов. Демонстрируется ограниченность взгляда на ПИ как подвид социальной идентичности, т.к. данный феномен возникает вследствие отождествления человека не только с профессиональной общностью, но и с профессиональной деятельностью. Таким образом, ПИ соотносится одновременно с социальным (исходным) и личностным (интегральным) уровнями функционирования профессионального самосознания. Здесь же раскрыты содержательные и временные аспекты ПИ. Процесс становления ПИ рассмотрен в контексте целостного процесса профессионализации, берущего начало в период обучения будущих профессионалов в вузе. Генезис ПИ определяют внешние и внутренние условия профессиональной деятельности. Важнейшей внутренней предпосылкой становления ПИ выступает профессиональный опыт. Интеграция условий достигается благодаря рефлексивной активности самого субъекта. Обретенный посредством этого смысл бытия личности в профессии составляет основу переживания ПИ. Отдельный параграф в работе посвящен анализу условий профессиональной деятельности психологов УИС.
Во второй главе изложены организация, методы и основные результаты эмпирического исследования характеристик и условий становления ПИ психологов УИС. В ходе исследования, организованного по принципу поперечных срезов, производилось сравнение данных, полученных на выборках испытуемых (курсанты психологического факультета ведомственного вуза разных лет обучения – 213 человек, практические психологи УИС – 39 человек). Последовательно описаны результаты изучения особенностей ПИ и ее становления, полученные с применением различных методов: структурно-динамические особенности идентичности (тест «20-ти высказываний» М. Куна и Т. Макпартленда), ценностные ориентации и ценностно-смысловая направленность (самоактуализационный тест, адаптированный Л.Я. Гозманом, М.В. Крозом и М.В. Латинской), особенности ролевых идентификаций (вариант техники репертуарных решеток, разработанный в рамках ко-терапевтической компьютерной системы «КЕЛЛИ-98»), условия становления ПИ (неформализованное интервью).
Результаты, выводы:
1) Выделены этапы становления профессиональной идентичности будущих психологов УИС в период обучения в ведомственном вузе: первый – приобщение к профессии (I – II курсы), второй – первичная идентификация с профессией (III курс), третий – начало формирования профессиональной идентичности (IV – V курсы). Становление профессиональной идентичности продолжается на этапе самостоятельной профессиональной деятельности.
2) Выявлены характеристики профессиональной идентичности психологов УИС на разных этапах ее становления. На первом этапе это вовлеченность в служебную деятельность на фоне общей удовлетворенности профессией; принятие ценностей свободы самопроявления и познания; доминирование служебно-профессиональных ролей в структуре идентификаций; преобладающая значимость Я-в-настоящем. Второй этап характеризуется вовлеченностью в учебно-профессиональную деятельность в сочетании с неприятием служебной деятельности; значимостью ценностей автономии и самоактуализации; доминированием профессиональных ролей в структуре идентификаций; ориентацией на профессию психолога в будущем. Особенностями третьего этапа являются вовлеченность в профессиональную деятельность одновременно с отсутствием выраженного интереса к служебной деятельности; ценности интернальности, гибкости и позитивного отношения к человеку; идентификация с ролью профессионала; ориентация на профессию психолога вне уголовно-исполнительной системы в будущем. На этапе самостоятельной профессиональной деятельности проявляются умеренная вовлеченность в собственно профессиональную деятельность; ориентация на ценности свободы творчества и самовыражения; сочетание служебных и профессиональных ролей в общей структуре идентификаций, в целом меньшая определенность ролевых предпочтений; ориентация на самоактуализацию в профессиональной сфере в будущем.
3) Анализ соотношения характеристик профессиональной идентичности психологов УИС и условий ее становления позволил выявить наиболее значимые на каждом этапе внешние и внутренние условия. На первом этапе приобщение к профессии определяется познавательным интересом к другим людям и возможностями его удовлетворения в напряженных условиях учебной и служебной деятельности. Второй этап характеризуется возникновением у курсантов эмоционально-личностного отношения к профессии психолога УИС, составляющего основу профессионального самоопределения («быть или не быть?»). Специфика третьего этапа заключается в формировании внутренней, «субъектной» позиции по отношению к профессии, в связи с чем доминирует ориентация курсантов на самореализацию в будущей профессиональной деятельности («как быть?»). На этапе самостоятельной профессиональной деятельности противоречивость отношения психологов к профессии создается стремлением к развитию профессиональной компетентности, с одной стороны, и сложностями в согласовании служебных и профессиональных ролей, с другой.