Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Теория и практика самореализации творческой личности» (практико-ориентированная монография)


Актуальность
Актуальность данной работы диктуется слабой разработанностью не только проблемы всесторонней самореализации творческой личности педагога в начальной и средней профессиональной школе, но и личности работника или руководителя на предприятии. Глобальные изменения в мире затронули не только сферу экономики, они затронули все сферы жизнедеятельности людей, в том числе сферу науки, образования, культуры и искусства. Под влиянием этих глобальных изменений, социального окружения и природно-экологических условий по-новому встаёт вопрос о самореализации личности педагога профессиональной школы, развития его психолого-педагогического потенциала.

Одной из центральных проблем психологии человеческого капитала в глобальном мире становится исследование процесса и результата самореализации личности в условиях свободы выбора (мировоззрения, профессионального ориентирования, ценностных ориентаций, жизненных планов и т д.). Вместе с тем требуют уточнения связанные с самореализацией личности такие термины-понятия как самосовершенствование и самоорганизация, творческие способности и дивергентное мышление, креативность и творческий потенциал, самоактуализация и некоторые другие. По-новому встаёт вопрос о самореализации личности педагога профессиональной школы и развитии его психолого-педагогического творческого потенциала. Можно предположить: чем выше самоорганизация личности педагога, чем эффективнее процесс её самореализации, тем успешнее осуществим процесс самоорганизации обучаемых, эффективнее профессиональное становление, формирование и развитие учащихся начальной и средней профессиональной школы, становится более организованными процессы  их самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Таким образом, вопрос о самореализации личности педагога поставлен на повестку дня, и это подтверждается требованием Закона Российской Федерации об образовании: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации …» (подчёркнуто нами) (ст. 14 Закона, п. 1).

Социальная, научная и практическая значимостьзаключается в:
внедрении в процессе самореализации педагога начальной и средней профессиональной школы психодиагностического метода по проектированию рабочего и специалиста квалифицированного труда, владеющего приемлемыми уровнями компетентности и самоактуализации;
1. разработке и апробировании форм и методов непрерывной всесторонней самореализации личности.

Значение для развития психологии
Оригинальность книги заключается в:
- научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем непрерывной всесторонней самореализации личности;
- разработке модели творческой самореализации педагога, формы и методы самореализации педагога общеобразовательной и профессиональной школы;
- создании комплекса социально-психологических методик, направленных на изучение факторов, условий, способствующих творческой самореализации педагогов,  а также барьеров, оказывающих деструктивное влияние на данный процесс.

Цели
1. Выявить основные факторы, и организационно-педагогические условия, способствующие творческой самореализации личности;
2. Определить источники инновационных идей в профессиональной деятельности;
3. Определить методы и формы самореализации личности педагога;
4. Разработать интегративную модель непрерывной всесторонней самореализации личности педагога профессиональной школы;
5. Научно обосновать и определить сущность всесторонней самореализации и формирования творческого потенциала педагога профессиональной школы;
6. Определить факторы и организационно-педагогические условия актуализации психолого-педагогического творческого потенциала педагогического работника начальной и средней профессиональной школы;
7. Апробировать формы и методы комплексной методики непрерывной всесторонней  самореализации личности;
8. Описать практику управления творческой работой.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Для педагогов начальной и средней профессиональной школы, студентов вузов, а также для менеджеров и руководителей предприятий.

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ:
А.В. Батаршев (гл. 1; составление приложений; введение и заключение – совместно с А.С. Лукьяновым);
А.С. Лукьянов (гл. 3; п. 4.2. гл 4; введение и заключение – совместно с А.В. Батаршевым);
И.С. Макарьев (гл 2; п. 4.1 гл 4).

Основное содержание работы
Монография включает в себя: введение, 4 главы, списки литературы, заключение, приложения.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

1.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
1.1. Исходные теоретико-методологические предпосылки самореализации личности
1.2. Концепция актуализации творческого потенциала личности
1.3. Творческий потенциал как ведущий компонент профессиональной зрелости педагога профессиональной школы

Литература

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1. Аксиологический и личностно-деятельностный подходы к разработке интегративной модели самореализации личности
2.2. Структура психолого-педагогической системы эффективности самореализации педагога профессиональной школы
2.3. Модель всесторонней самореализации личности педагога

Литература

3. ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
3.1. Новаторство и творческая деятельность личности в свете современных инновационных теорий
3.2. Источники инновационных идей в профессиональной деятельности
3.3. Методы и формы самореализации творческого потенциала работника

Литература

4. ПРАКТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
4.1. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности самореализации педагога начальной и средней профессиональной школы
4.2. Практика управления творческой работой

Литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения

1. Методика определения локализации контроля (Д. Роттер)
2. Диагностика педагогических способностей (С.А. Гильманов)
3. Методика определения уровня самореализации личности (Л.А. Коростылева)
4.Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (105 вопросов, версия С)
5.Методика определения уровня тревожности (Спилбергер-Ханин)
6.Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению (К. Томас)
7.Методика определения социальной креативности личности
8.Экспертная оценка уровня творческого потенциала личности
9.Оценка эффективности профессиональной деятельности педагога (Н.П. Фетискин)
10.Методика определения направленности учителя (Е.М. Рогов)
11.Методика определения уровня интеллекта личности

Результаты, выводы
1.Научно обоснована и определена сущность всесторонней самореализации и формирования творческого потенциала педагога профессиональной школы;
2.Выявлены основные факторы и организационно-педагогические условия, способствующие творческой самореализации личности;
3.Определены источники инновационных идей в профессиональной деятельности;
4.Разработана интегративная модель непрерывной всесторонней самореализации личности педагога профессиональной школы;
5.Описана практика управления творческой работой. 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su